Молодежная политика в России
Государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет свои корни. В условиях СССР главным организационным институтом по работе с молодежью являлся комсомол. ВЛКСМ был мощным общественным объединением, влиявшем на все стороны жизни молодого поколения, тесно взаимодействовавший с органами государственной власти, профсоюзами. В комсомоле сочетались и самодеятельность, и инициатива, и идеологическое принуждение, и дисциплина на основе требований к членам ВЛКСМ. Фактически ВЛКСМ являлся общественно-государственной системой, проводившей соответствующую политику государства по отношению к молодежи[1].
Первые шаги перестройки в СССР и Российской Федерации сопровождались попытками выработки сильной социальной политики, важным направлением которой в результате многолетних дискуссий была признана молодежная политика. В мае 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики».
Подготовка и принятие этого Закона сыграли важную роль в становлении современной государственной молодежной политики. В структуре государственных органов под его воздействием создавались комиссии, отделы по делам молодежи, которые занимались в том числе разработкой комплексных целевых программ «Молодежь». Таким образом, к моменту принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации в целом ряде регионов имелись государственные органы по работе с молодежью. Была введена должность полномочного Представителя Правительства РФ по делам молодежи, но остро ощущалась потребность в образовании федерального органа.
В июле-августе 1992 г. молодежные организации провели Общероссийскую акцию «Хотим быть услышанными», что явилось прологом к проведению 4 сентября 1992 г. встречи Президента РФ с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями областных комитетов по делам молодежи. По итогам этой встречи Президентом был подписан Указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В соответствии с Указом Президента от 29 октября 1992 г. в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также для координации деятельности государственных органов в сфере молодежной политики, было подписано постановление Правительства Российской Федерации об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета Российской Федерации по делам молодежи.
Вопросы государственной молодежной политики неоднократно ставились в Государственной Думе при обсуждении законопроектов, рассматривались на заседаниях Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
16 мая 1995г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания «О реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Важное значение имело принятие в самом конце 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации, в котором впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» от 24.11.95 установлена новая граница возраста, с которого допускается прием на работу, - 15 лет (раньше 16 лет), введено запрещение на использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственности и др[2].
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.07.95 ввел важные механизмы субсидирования таких объединений, их включения в систему формирования и реализации государственной молодежной политики. В связи с принятием данного закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 9.10.95 № 991 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений». Сформировалась правовая основа для партнерских действий органов государственной власти с организованным молодежным движением.
Ряд важнейших дополнений, защищающих интересы молодежи, был внесен в федеральные законы «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об основах градостроительства». В законы «Об образовании», «О некоммерческих организациях» были также внесены изменения, учитывающие позицию органов по делам молодежи. К сожалению, следует отметить, что исполнение этих законов оставляет желать лучшего.
5 декабря 2001 года на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи была одобрена «Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации». Согласно которой молодежь была определена как объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества[3], а государственная молодежная политика как внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства, призванная поддерживать молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства.
- Концепция государственной молодежной политики в РФ. Основные принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Приоритетные направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития:
- Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни:
- Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей:
- Государственная поддержка молодых семей:
- Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации:
- Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений:
- Управление в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации.
- Молодежная политика на Ставрополье. Демография и здоровье молодежи
- Молодежь на рынке труда
- Студенческие отряды и ученические производственные бригады
- Трудоустройство выпускников
- Молодежь в системе образования
- Молодежь в системе общего образования.
- Положение молодежи в системе профессионального образования.
- Досуг детей, подростков, молодежи
- Оздоровительно-образовательные учреждения, клубы, площадки.
- Программы деятельности учреждений дополнительного образования
- Реализация молодежной политики в сфере культуры
- Поддержка талантливой молодежи
- Физическое воспитание молодежи. Организация физического воспитания в образовательных учреждениях
- Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
- Организация работы с молодежью призывного и допризывного возраста
- Работа со студенческой и учащейся молодежью
- Организация физкультурно-спортивной работы в сельской местности
- Физическая культура и спорт среди инвалидов ВОС, ВОГ, ВОЙ
- Патриотическое воспитание молодежи
- Участие молодежи в общественной и политической жизни
- Создание системы информационного обеспечения молодежной политики
- Заключение
- Приложения
Другое по теме:
Экспертные оценки
Несмотря на все большую роль математических методов при решении экономических задач, нельзя считать, что формальные методы современной математики окажутся универсальным средством решения всех проблем, возникающих в сферах деятельности общ ...
Предпосылки идеологии. Биосоциальные основы
Государственная идеология, обеспечивая стабильность, формирует у граждан чувство удовлетворенности, убеждение в преимуществах существующей формы правления и организации общества. Идеология воспитывает патриотизм, готовность, если потребуе ...
Состав и структура доходов
Под доходом
понимается сумма всех видов поступлений в денежной форме или виде материальных благ или услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а т ...