Эффективные технологии управления социальными ресурсами местного
самоуправления. Отечественный и зарубежный опыт реализации
технологий управления социальными ресурсамиСтраница 6
Таким образом, можно сказать, что деятельность местной власти и социальных ресурсов параллельны относительно друг друга.
Критериями, определяющими особенность муниципальной среды управления, являются изменение уровня социальной напряженности, непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, показатель устойчивости социально-экономического развития города, а также уровень доверия населения органам муниципальной власти.
С целью совершенствования управления социальными ресурсами на уровне муниципальных образований и обеспечения их ускоренного и устойчивого развития муниципальные органы исполнительной власти РФ ведут работу по следующим направлениям:
- соблюдение принципов оптимизации управления социальными ресурсами, а именно, принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресности социальной поддержки, обратной связи;
- использование технологий оптимального управления социальными ресурсами: социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального и общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, технологий социального партнерства, информационных технологий, технологий профессиональной ориентации [51, с. 7].
Изучение местных сообществ и работа по их вовлечению в процесс муниципального управления требуют подготовки соответствующих кадров. В зарубежных странах, например в США, появилась такая профессия, как специалист по развитию местных сообществ.
Одна из задач этой профессии — помощь людям освоении новой системы социальных ценностей. Для России в условиях перехода от тоталитарного общества к демократическому и от психологии социального иждивенчества к самоуправлению и самоорганизации граждан эта проблема особенно актуальна.
Рассмотрим механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) как основополагающего составного элемента социальных ресурсов.
Для реализации многих задач жизнеобеспечения населения органы местного самоуправления должны организовать эффективное взаимодействие с органами ТОС, которое возможно по нескольким направлениям:
- развитие территории — составление планов, программ совместной деятельности;
- использование местных ресурсов — разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории; » координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально-незащищенными слоями и т. п.;
- контроль за содержанием жилищного и нежилого фонда, работой предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;
- проведение разъяснительной работы среди населения, информирование населения о проводимых мероприятиях.
Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС должно основываться на принципах добровольности, самостоятельности ТОС при решении собственных задач, взаимного интереса при решении вопросов совместной компетенции и взаимной ответственности.
Сложившаяся практика взаимодействия муниципальной власти с органами ТОС различна — от чрезмерной опеки до эпизодического поверхностного общения. Ряд муниципальных образований практикует бюджетную оплату труда руководителей ТОС, предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Так, в Портленде (США) администрация взяла на себя техническое обеспечение деятельности общественников (организация центров с компьютерной техникой), предоставление им бесплатных услуг юриста и экономиста.
В некоторых муниципальных образованиях России созданы советы руководителей органов ТОС. Они владеют ситуацией на местах, знают настроения людей и могут оказать существенную помощь в решении муниципальных проблем.
Другое по теме:
Приложения
Приложение 1
Социально-демографическая структура всех и бедных домохозяйств в России - 2008, %
Все семьи, %
Бедные домохозяйства
Наблюдаемые доходы
Располагаемые ресурсы
% в общей численности бедных
% в об ...
Сущность социального неравенства и его причины
Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. Чт ...
Развитие российского движения против насилия в
отношении женщин
Национальная сеть против насилия Центра АННА на сегодняшний день объединяет более ста общественных и государственных организаций из России и стран бывшего СССР. Одним из факторов, определившим возможность объединения, стала сетевая работа ...