Деятельность, специализированного отделения социально – медицинского
обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой
социальных работников при МУКЦСОН «Гармония», роль спецСтраница 3
В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно выделить два аспекта:
Подготовительный аспект. Включает деятельность, связанную с проектированием, планированием процесса социальной реабилитации, определением его содержания, целей и задач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации межличностных отношений и т. п.
Готовясь к встрече с детьми, специалист по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребёнка и группы в целом.
Организационный аспект. Специалист по социальной реабилитации реализует на практике цели и задачи социальной реабилитации. К основным организаторским действиям, используемых в работе с людьми, относят: просьбы, советы, пожелания, указания, замечания, требования. Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в учебно-воспитательном процессе является педагогическое требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели обучения определёнными средствами и способами.
2. Диагностика психического и личностного развития ребёнка.
Цель диагностика – выяснение с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки её актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предметом психологического диагноза является установление особенностей развития ребёнка, как в норме, так и в патологии.
Основными этапами психодиагностического обследования являются:
· сбор данных;
· обработка и интерпретация данных;
· вынесение решения – установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития.
Психологическая диагностика является неотъемлемой частью социально-реабилитационной работы. Специалист по социальной реабилитации с помощью тестов и других психодиагностических процедур может довольно быстро и точно изучить ребёнка и определить как уровень развития личности в целом, так и каждую её составляющую в отдельности. Полученные результаты исследования являются отправной точкой, своеобразной стартовой позицией для организации всей системы социально-реабилитационной деятельности по отношению к обследуемому ребёнку.
Результаты психологической диагностики необходимы:
· для составления социально-психологического портрета ребёнка, имеющего ограниченные возможности;
· для выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;
· для определения содержания и форм социально-реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития ребёнка;
· для установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.
Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом случае того, почему те или иные социально-психологические проявления обнаруживаются в поведении ребёнка, каковы их причины и следствия.
Практическая психодиагностика предполагает наличие у специалиста по социальной реабилитации психологических знаний, определённых навыков изучения ребёнка, интуиции, богатейший клинический и житейский опыт. От него требуется соблюдение свода правил применения психодиагностических средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностического обследования.
В ходе изучения ребёнка необходимо учитывать его мотивацию на обследование, уметь её поддерживать, обладать чуткостью к действиям, которые непроизвольно могут нанести вред обследуемому, уметь оценивать состояние обследуемого в целом и многое другое.
3. Развивающая и коррекционная деятельность
.
Данное направление является центральным в социально-реабилитационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обследования.
Другое по теме:
Социальные организации и управление
Организация - один из важнейших элементов структуры современного общества. Социальная организация - это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных фун ...
Меры социальной защиты населения (на примере г. Оренбурга)
В Оренбургской области регистрация первых случаев ВИЧ-инфекции началась в 1996 году, через 9 лет после начала регистрации в Российской Федерации. На первых этапах выявлялись единичные случаи среди внутривенных потребителей психоактивных п ...
Рефлексивные критерии.
Рефлексивный компонент характеризуется осознанием и оценкой человеком своей роли как субъекта конфликтного взаимодействия, своих ориентаций, мотивов, эмоциональных и поведенческих реакций. Культура конфликтного взаимодействия выражает тот ...