SociologyZone
подробно о социологии

Особенности социализации воспитанников детского дома
Страница 2

Материалы и статьи » Проблемы социализации ребенка в детском саду » Особенности социализации воспитанников детского дома

Говоря о проблемах социализации воспитанников детских домов, мы имеем в виду преграды, которые мешают ребёнку-сироте, достичь социальной зрелости на каждом этапе возрастного развития, обрести необходимые личностные новообразования, освоить ведущий вид деятельности, разрешить основное личностное противоречие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э. Эриксон).

Анализ психолого-педагогической литературы выявил ряд особенностей и личностных затруднений ребёнка-сироты, вызванные условиями его жизненной ситуации.

Американские учёные, занимающиеся социальной реабилитацией детей-сирот (И. Джоунс, Х. Вулли) выделяют следующие трудности детей, брошенных своими родителями:

Плохой самоконтроль - неумение концентрироваться, предвидеть результаты своих поступков, их влияние на других людей.

Низкая самооценка - дети не умеют принимать себя, их поступки не приносят им удовлетворения; они не умеют работать в одиночку и не считают, что способны измениться.

Не развитые коммуникативные умения ввиду недостатка доверия к другим людям, желания всё контролировать сами, и вместе с тем требовать повышенного внимания.

Бедность в эмоциональном выражении - не способность выражать чувства социально-приемлемым образом, эмоциональная глухота к чувствам других людей.

Трудности в развитии абстрактного мышления - дети-сироты с трудом прослеживают причинно-следственные связи, не умеют предвидеть или планировать, плохо воспринимают обобщённые понятия.

Плохая моторика, движения неловкие.

Данный список включает в себя затруднения, затрагивающие все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) развития, что говорит об общей задержке развития этих детей и его серьёзных деформациях. Дети-сироты к юношескому возрасту не осваивают практически ни одной из составляющих личностного саморазвития (Л.Н. Куликова), застревая на инфантильных ранних стадиях психического и интеллектуального развития.

Учёные Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко[10] указывают на то, что у детей-сирот наблюдаются значительные отклонения в поведении и в личностном развитии. Им присущ комплекс нарушений социализации в различных сферах жизнедеятельности, что проявляется в следующих признаках: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, искажение ценностных ориентаций, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, праздное времяпровождение, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань).

У детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, бывают часто нарушены основные механизмы социализации. Механизмы социализации - это то, что имеет влияние, способствует передаче накопленного опыта от поколения к поколению. К таким механизмам учёные относят:

Импринтинг (запечатление) передаётся человеку от рождения (боязнь высоты, узнавание младенцем родителей и т.п.).

Подражание - следование примеру, образцу /малыш четырёх лет подражая родителю, пробует забить гвоздь, вымыть за собой посуду/. Эффективно работает в дошкольном возрасте.

Идентификация (отожествление) с другим человеком, группой, идеалом. Основной механизм в подростковом возрасте.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек оценивает, принимает или отвергает ценности, правила, стандарты. Происходит на внутреннем плане между отдельными частями личности (субличностями), вымышленными собеседниками. Начинает развиваться в основном со старшего подросткового возраста.

Согласно ряду исследований (Куган Б.А., Клейберг Ю.А. Матейчек Л) для выпускников интернатных учреждений характерны определённые искажения в общении с окружающими (с "чужими"), в том числе с взрослыми; преувеличена потребность во внимании и доброжелательности. Они испытывают острую нужду в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциях и контактах. В отношениях с окружающими может сохраниться и в самостоятельной жизни некоторый иждивенческий подход, повышенная критичность и требовательность к другим людям. Характерна определённая замкнутость пространства для общения, при котором обедняется его интимно-личностная сторона. Могут возникать проявления агрессии, усиливаются комплексы, отсутствует способность продуктивно решать конфликты, справляться со стрессами. Самооценка у этих детей часто заниженная, (отсюда - пессимизм, неверие в справедливость, повышенная ранимость и обидчивость). Страдает также эмоциональная сфера личности. Таким детям сложно принимать себя, такими как есть, без оценки окружающими своих деловых качеств. Взрослая самостоятельная жизнь представляется им весьма проблематичной, а новые люди и отношения воспринимаются как чуждые и враждебные.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Коэффициенты брачности и разводимости
Общие коэффициенты брачности и разводимости – это отношение числа зарегистрированных в течение календарного года браков и разводов к среднегодовой численности населения. Динамика общего коэффициента брачности и разводимости в республике ...

Содержание ребенка, переданного в приемную семью
Порядок материального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 155 СК и разд. IV Положения о приемной семье (п. 29 36). Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемными родителями на содержание каждого приемного ребенка с учето ...

Личность
Вопросы для изучения: Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль. Социализация личности. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль. Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать ...