Особенности социализации
воспитанников детского домаСтраница 1
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.
Усваивая общественный опыт, человек становится личностью, и приобретает, необходимые для жизни психические качества, знания, умения и навыки, в том числе и способность по-человечески общаться с людьми. Социализация - это многогранный процесс познания индивидом, созданной людьми культуры и цивилизации, приобретение им опыта социальной жизни, превращение его из природного в общественное существо, из индивида в личность (А.В. Мудрик, Т. Шибутани, Н.И. Шевардин, Л.Д. Столяренко).
Социализация как механизм развития личности наряду с индивидуализацией ведёт к эволюционному развитию растущего человека. Без актуализации индивидуального развития ребёнок может стать жертвой социализации, т.е. потерять своё лицо, стать конформистом.
Известный педагог-гуманист О.С. Газман определяет индивидуализацию как "деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрёл в индивидуальном опыте.
Индивидуализация предполагает:
во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей - без чего невозможно ощущение природной самости и человеческого достоинства;
во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
в-третьих, поддержка человека в автономном духовном строительстве, творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.
Если социализация предполагает обретение способности человека к "адаптивной активности", т.е. активности направленной на принятие и усвоение внешних норм поведения, ценностных установок, то индивидуализация, как совместная деятельность педагога и ребёнка предлагает создание особых условий (доверительных взаимоотношений) по раскрытию и реализации потенций, заложенных природой в душе самого ребёнка. Основным инструментом помогающего взрослого здесь, по определению О.С. Газмана является педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой учёный рассматривает особую деятельность педагога, направленную на "процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни"[8].
Все концепции социализации тяготеют к одному из двух подходов: субъект-объектному и субъект-субъектному. Первый предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации (Э. Дюркгейм, Т. Парсон), а второй активную (Ч. Кули, Д.Г. Мид). Второй подход характеризует социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры и происходит во взаимодействии (взаимовлиянии) человека со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
А.В. Мудрик[9] наряду с инвалидами и детьми, имеющими серьёзные психосоматические дефекты и отклонения, к реальным жертвам условий социализации относит детей-сирот и социальных сирот, которые по ряду данных социологических исследований составляют от 80 до 95% всех воспитанников детских домов. Таким образом, рассматривая деформации процесса социализации необходимо учитывать то обстоятельство, что большинство детей, оказавшихся в детском доме испытывают негативные и противоречивые чувства, вызванные синдромом "покинутости", что, безусловно, отражается на их оценке себя и других людей. Искажённое протекание социального развития предполагает выработку детьми-сиротами на бессознательном уровне защитных механизмов, направленных на снижение психологического напряжения и сохранения внутреннего статус-кво. Не обладая эффективными способами совладения с трудными ситуациями (Василюк Ф.Е. Психология переживания, 1984), дети вырабатывают различные компенсаторные механизмы, - чаще всего в виде девиантного поведения, возникающего как реакция ребёнка на не возможность реализовать свой личностный потенциал, удовлетворить базовые потребности. Кроме этого воспитанники детских домов не имеют образцов не только позитивного, но и нормативного поведения, не знакомы со способами преодоления преград на пути достижения своих целей-потребностей, разрешения возникающих конфликтов. Отсутствие такого рода социально-психологических компетенций вынуждает ребёнка-сироту прибегать к агрессивному или аддиктивному (зависимому от вредных привычек) поведению в качестве усвоенных в кровной семье и затем транслируемых на бессознательном уровне способам реагирования на ситуации социального взаимодействия.
Другое по теме:
Эволюция семьи в России
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (к началу XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), [3. C.12] в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общ ...
Рекомендации по улучшению форм и методов молодежной
кадровой политики
Государственная социальная политика поддержки молодежной политики в области занятости в Алтайском крае находиться в соответствии с Программой социально - экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу.
В соответстви ...
Приложения
Приложение 1
Анкета
1. Пол
2. Возраст
3. Уровень образования
4. Где и кем вы работаете?
5. Стаж супружеской жизни
6. Ваше вероисповедание?
7. То, что ваш(а) супруга(супруг) другой веры / национальности не мешает вашим отношениям и ...