Проблемы социализации ребенка в детском саду
За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей изъятых из семей вследствие лишения родителей родительских прав. Число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами. Чаще всего с воспитанниками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих детей совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию "агрессивный неудачник". Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой детского дома - конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в "сиротских" учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эти проблемы проявляют себя в низком уровне социальной активности и компетентности, которые выражаются в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации[1].
Анализ педагогической практики показывает, что разработка отдельных мероприятий в этом направлении, не затрагивающих глубинных причин явления, оказывается малоэффективной, а отсутствие авторских вариативных моделей организации жизнедеятельности детей в условиях детского дома, созданных силами педагогического коллектива, затрудняет решение задач их успешной социализации. На практике педагоги, зачастую, применяют общие, не адаптированные к условиям конкретного учреждения модели, которые воспринимаются ими как директивные предписания. При этом остаётся не реализованным кадровый и творческий потенциал воспитательного учреждения, личные гражданские позиции членов его коллектива. Это приводит к отторжению даже самых безупречных, но чужих моделей или их формальному исполнению. Кроме этого, самые значимые для воспитанников детского дома люди - воспитатели, как правило, не задействованы в процессе выбора путей по решению проблем своих воспитанников.
Поэтому, на сегодняшний день в работе учреждений интернатного типа, остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной адаптации и развития воспитанников, включающая деятельность по их социально-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и личностному саморазвитию, что является необходимым условием успешной социализации ребёнка-сироты, его интеграции в общество.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы "Проблемы социализации ребенка в детском доме" актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать проблемы социализации ребенка в детском доме.
Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома.
Рассмотреть особенности социализации воспитанников детского дома.
Проанализировать принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме.
Организовать и провести исследование особенностей социализации воспитанников детского дома.
Разработать рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме.
Объект исследования - дети - воспитанники детского дома.
Предмет исследования - проблемы социализации ребенка в детском доме.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы исследования, статистические методы обработки информации.
Гипотеза: Мы предполагаем, что социально-педагогическая работа с воспитанниками детского дома может помочь в решении проблем их социализации.
- Теоретический анализ социально-педагогической проблемы социализации ребенка в детском доме. Психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома
- Особенности социализации воспитанников детского дома
- Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме
- Изучение особенностей социализации воспитанников детского дома. Методы и организация исследования
- Результаты исследования
- Рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме
- Анализ результатов работы по преодолению проблем социализации воспитанников детских домов
- Заключение
- Приложения
Другое по теме:
Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного
сообщества. Понятие,
сущность и виды социальных ресурсов
В современных условиях для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства. Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных и финансовых ресурсов. Однако ...
Понятие и типология многодетных семей
Что понимается под понятием "многодетная семья"? Семейное законодательство конкретно России не устанавливает, какая семья является многодетной.
Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной ...
Советская система как цивилизация
Цивилизационный анализ советского общества во многом затемнен обстоятельствами генезиса его духовной основы — марксизма. Народившись в типично европейских условиях, марксистское учение неизменно рассматривалось его приверженцами как ко ...