Непрерывное экономическое образование - основа экономической
социализации учащихсяСтраница 2
Для России, ввиду того что долгое время господствовал так называемый политехнический подход с его приоритетом предметов естественно-математической направленности, гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса является одним из направлений реформирования российской системы образования [4,с.287]. Данная направленность совпадает с общемировым трендом на гуманизацию и гуманиторизацию образования. Составной частью такой гуманизации и гуманиторизации становится увеличение количества часов преподавания предметов социального цикла, к которым относится и экономика. Процесс обновления гуманитарного образования активно протекает в России и мире, он выражается во введении новых предметов в учебные планы расширение уже существующих. В одной из секций французского лицея в числе обязательных дисциплин числится курс «Экономические и социальные науки» [3,с.82].
Вместе с тем актуальность экономического образования в России определяется необходимостью формирования правильного, а не искажённого понимания экономической действительности, осознания основополагающих законов экономической жизни, понимания глобальных и национальных тенденций экономического развития.
Анализирую социальные последствия российских реформ, можно сделать вывод, что переживаемые нашей странной сложности на пути перехода к рынку связаны не только с объективными экономическими и политическими причинами, но, и, как уже было сказано, с незнанием элементарных экономических понятий и законов социальной жизни.
Проблема формирования основ экономической и социальной культуры, соответствующих цивилизованным формам проявления рыночных отношений во всех сферах жизни, представляет собой одну из актуальнейших на сегодняшний день социальных проблем в России. Её значимость определяется тремя главными обстоятельствами[2,с.7]
1) сложностью адаптации населения к условиям рыночной экономики;
2) существующими диспропорциями в механизмах реализации либеральных законов и возникающими в связи с этим трудностями социальных преобразований;
3) отсутствием в российской практике сквозной системы базового экономического образования (начиная с дошкольного и младшего школьного возраста)
Исследования социальных психологов, проведённое в начале 90-х годов, не потеряло значимости до сих пор Основным его выводом было то, что «безболезненно и естественно будут жить в рыночной экономике лишь те, кому сегодня не исполнилось ещё 20 лет» [7,с.33].При этом важно добавить если они получат необходимые знания экономического и социального плана. Таким образом актуальность непрерывного школьного экономического образования сохраняется, вместе с тем надо учитывать, что часто перед учащимися на всех образовательных уровнях «слабо раскрываются связи экономики с политическими событиями, правовыми нормами, нравственными понятиями» [13,с.96]. В условиях современного этапа реформ и развития общества важным является именно формирование такого уровня экономических знаний, когда учащиеся понимают экономические взаимосвязи не только в теоретическом положении, но и в их практическом применении. Люди не рождаются с готовыми социальными нормами, «оно впитывают общественные ценности, по мере того как растут» [11,с.94]. Общественные ценности, правила игры или ценностные установки определяются как обязательные правила поведения индивидуума как существа социального [6,с.14]. Эти правила становились тем, что сегодня называется институтами, которые выражаются в национальной философии обычаях, системе властных механизмов, этике, других регулирующих поведение институтах.
Существует два механизма передачи ценностных установок от одного поколения другому:
· через связи поколений, социальную среду;
· через образовательную систему.
На формирование личности оказывает влияние не только школа, но и среда. «Берём ли мы город, фабрику, деревню, мы должны одинаково касаться и экономических и бытовых условий их жизни и по отношению к нам строить как свой план участия в жизненной работе, так и план привлечения их совместной жизни» [12,с.254].
Другое по теме:
Социально - экономические и юридические мероприятия по реализации
демографической политики
Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности ...
Женские общественные организации в Алтайском крае. История создания и
развития женских общественных организаций в Алтайском крае.
С начала 1990-х гг. в России стали расширяться формы гражданской активности. Именно с этого момента начали возникать и регистрироваться различные женские общественные движения в форме инициативных групп, общественных организаций, фондов и ...
Анализ проблем игромании с позиции зависимой личности
В современной России активно развивается игорный бизнес. Недостаточный уровень государственного контроля этого бизнеса в недавнем времени, повсеместное распространение игровых заведений и их широкая доступность способствовали возникновени ...