SociologyZone
подробно о социологии

Выбор метода исследования в социальной работе
Страница 3

Материалы и статьи » Исследовательские стратегии и методы » Выбор метода исследования в социальной работе

Генерализуемость — это возможность с определенной степенью надежности распространять или переносить наши выводы, основанные на наблюдении за поведением людей в нескольких случаях, на предполагаемое поведение всей совокупности.

Если в изучаемой генеральной совокупности имеется малое количество объектов или события в изучаемой группе повторяются малое число раз, то, скорее всего, наши выводы, сделанные при изучении одного события или одного объекта, распространяются на все объекты. Если же число объектов генеральной совокупности многочисленно, достигает сотен тысяч и миллионов, то исследование малого числа объектов вряд ли позволит распространить выводы на всю совокупность. В этом случае необходимо формировать выборку, с помощью которой можно достичь генерализуемое выводов. www.chemicalnew.com

Реактивность подразумевает одну из двух возможностей: либо тот, кто проводит исследование, либо методы исследования могут каким-то образом воздействовать на тех, за кем ведется наблюдение, и вносить в их действия изменения, обусловленные именно присутствием исследователя. Иными словами, существует опасность, что процедура исследования может изменить поведение тех, кто подвергается изучению, так что конечные результаты могут оказаться ошибочными.

Количественное исследование предполагает штат анкетеров, специализированные группы по подготовке выборки, вопросника и статистического анализа придают процессу известную дробность. Строгость полевой работы в массовом опросе обеспечивается заданной. Последовательностью процедур — контакт с респондентом по типизированному образцу, сведение к минимуму случайных обстоятельств, вмешивающихся в формализованный ход сбора данных (контролируемость).

В противоположность этой стратегии, в качественном исследовании особое значение придается фигуре исследователя. Способность войти в контакт с теми, чьи жизненные смыслы отражаются в исследовательской работе умение гибко строить процесс сбора данных, не придерживаясь жестко заданной схемы, — таковы требования, предъявляемые к ученому.

В качественном исследовании применяется иной, чем в количественном, принцип отбора.

Типы выборки в различных методологиях

Количественное исследование

Качественное исследование

Случайная Систематическая Кластерная (квотная) Стратифицирующая

Целевая

По методу снежного кома

Теоретическая

Стратегическая

В качественном исследовании невозможно строго определить критерии достаточности и корректности отбора информантов или тех материалов, которые собираются в ходе полевой работы. Обосновывая отбор респондентов (отвечая на вопрос «кого, выбрать» и «сколько интервью или информантов») такого исследования, можно. Говорить о релевантности — собранные материалы (документы, интервью) должны соответствовать по своему содержанию целям исследования, и о насыщенности — количество материалов и их качество должно быть достаточным, чтобы стало возможным сделать содержательные выводы, выдвинуть и подтвердить исследовательские гипотезы.

Некоторые считают, что социальная работа слишком сложна и неточна для «научных», «строгих» подходов, поэтому нужен подход, в большей степени основанный на опыте и знаниях, чтобы разобраться с "предметной областью, особенно в отношении к повседневности профессиональной практики и структурным контекстам социального неравенства. Однако и качественные исследования, и связанные с ними «мягкие» методы сбора информации, как количественные, предусматривают поиск и обоснование механизмов валидизации качественных данных и проверки достоверности полученных результатов. В частности, одной из основных особенностей качественной традиции в социальных исследованиях является ориентация на использование различных методов — множественная стратегия полевого исследования. Особый интерес представляет ее применение в целях валидизации. Р. Берджес отмечает, что для полевых исследователей вопросы. Валидности (соответствия метода природе изучаемого феномена) представляют наибольший интерес. Рассматриваются преимущественно два вопроса: насколько существенно исследовательские представления влияют на сбор данных (внутренняя валидность); могут ли данные, полученные исследованием одной ситуации, быть обобщены для другой ситуации (внешняя валидность). Решением этих проблем может стать процедура триангуляции, представления о которой заимствованы из психологической практики. Впервые этот термин использовал Д. Кемпбелл, выразив мнение, что качественные данные, подтвержденные двумя независимыми источниками, более убедительны, чем те, которые взяты из одного источника'".

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Религия как причина социальных изменений. Религия и социальные изменения. Концепции К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта
Религия как социальное явление, ее детерминированность общественными отношениям становится предметом специального исследования в XIX столетии. В XVIII веке мыслители Просвещения понимали религию как средство угнетения, особый социальный и ...

Понятие формирования личности в процессе социализации. Социологическое понятие личности
Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остаетс ...

Теоретические аспекты реабилитации осужденных. Осужденные, как объект социальной политики
Социальная политика (СП) считается одним из важнейших направлений внутренней политики государства. А.С. Сорвина считает, что под СП понимается характеристика взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых ...