Оценочные критерии.
Конфликтное взаимодействие не обходится также без оценок, самооценок и взаимных оценок участников конфликта. Как показывают практический опыт и результаты специальных исследований, необъективная оценка конфликтующими сторонами друг друга является скорее правилом. Один из самых видных американских психологов Д. Майерс пишет: «Поразительно, насколько искаженное восприятие друг друга присуще обеим сторонам конфликта. Они приписывают себе в качестве добродетели то, что у противника считают грехом».
В этой связи актуальное значение приобретает выделение «оценочных» критериев культуры конфликтного взаимодействия. Таких критериев, на наш взгляд, три: 1) чувствительность оценки, 2) объективность оценки и 3) тактичность оценки. Чувствительность оценки означает ее способность фиксировать, оценивать внешне не заметные, но значимые факты и стороны конфликтного взаимодействия. Объективность оценки – это ее соответствие реальному положению вещей, реальным фактам. Тактичность оценки относится больше к форме предъявления (выражения), которая, по меньшей мере, не должна противоречить ее содержанию и учитывать требования этикета.
Для обеспечения объективности оценки в контексте конфликтного взаимодействия важное значение имеет использование «горизонтальной» оценочной шкалы. В сравнительных оценках используется обычно ранговая шкала: «лучше - хуже», «выше - ниже». Так, чаще всего мы воспринимаем и оцениваем себя (свои качества) в сравнении с другими и других в сравнении с собой. Но есть еще одна шкала – неранговая, в которой сравниваемые объекты располагаются не в ряду «лучше - хуже», а в ряду «(это (одно) – другое – еще другое». Если в первой шкале фиксируется различная степень выражения социально значимого качества, то во второй шкале – различные равнозначные формы выражения данного качества. По первой шкале качество прибывает или убывает, по второй шкале – становится разнообразнее.
Обращаясь к характеристике критерия «тактичность оценки», отметим, что критические оценки в адрес людей воспринимаются ими чаще всего отрицательно и принимаются «в штыки». В этой связи актуализируется задача: как делать людям замечания, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды.
Другое по теме:
Эмпатия
Чтобы понимать других людей, нам необходима способность к сопереживанию. Эмпатия – это способность войти в мир восприятия другого человека, то есть видеть мир так, как его видят другие. Сопереживать не означает сочувствовать. Проявляя эмп ...
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и
благополучия детей.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.
Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благопо ...
Виды наблюдения
Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется типом наблюдения, так пишет В.И. Добреньков [7]. Различают следующие типы (виды) наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее, полевое, ла ...