Когнитивные критерии.
Перцептивный компонент конфликтного взаимодействия тесно связан с еще одним – когнитивным компонентом, который содержит:
1) адекватность понимания сути происходящего конфликта,
2) адекватность понимания интересов и мотивов конфликтующих сторон,
3) адекватность понимания и учет вероятных последствий конфликта.
Необходимость выделения указанных критериев культуры конфликтного взаимодействия связана со следующими обстоятельствами.
1) в процессе конфликтного противоборства важно не «переходить на личности»
, не выходить за рамки существа дела, чтобы не разбудить «темные силы», дремлющие в противнике.
2) одна из типичных когнитивных ошибок, допускаемых конфликтующими сторонами – это неправильное понимание мотивов участия в конфликте.
Чаще всего здесь проявляется ошибка атрибуции. «Мы настолько склонны объяснять поведение окружающих их личностными качествами и установками, что недооцениваем давление ситуации даже тогда, когда оно очевидно».
Особо важное значение имеет разграничение интересов и позицийконфликтующих сторон. Чтобы достичь разумного решения, – справедливо считают Р. Фишер и У. Юри, – необходимо примирить интересы, а не позиции.
Они приводят для иллюстрации этого принципа ситуацию, когда два человека ссорятся в библиотеке. Один из них хочет открыть окно, другой предпочитает закрытое окно. Они спорят, насколько его открыть: оставить щелочку, открыть наполовину, или на три четверти. Ни одно из решений не устраивает обоих. Входит библиотекарь и спрашивает одного из них, почему он хочет открыть окно. Тот отвечает: «Для свежего воздуха». Она спрашивает второго, почему он хочет, чтобы окно было закрыто. «Чтобы избежать сквозняка», – отвечает он. После минутного раздумья она широко открывает окно в соседней комнате, и свежий воздух поступает без сквозняка.
Этот пример типичен для многих спорных ситуаций. Поскольку проблема сторон представляется конфликтом между позициями и поскольку цель состоит в том, чтобы согласиться по поводу какой-то позиции, люди, естественно, думают и говорят о позициях и в итоге часто заходят в тупик. Библиотекарь не смогла бы найти выход, если бы сосредоточилась только на двух выявленных позициях обоих читателей о закрытом или открытом окне. Вместо этого она обратилась к их истинным интересам – получить свежий воздух и избежать сквозняка.
Другое по теме:
Безусловно позитивное отношение
Это понятие определяется как «признание ценности другого человека» или просто как «принятие» другого человека. Клиент – это человек с чувством собственного достоинства и его человеческое существование ценно само по себе. Необходимо, чтобы ...
Институциональный подход
Первая - “институциональная” трактовка социальной структуры ведет свое начало от Э. Дюркгейма, придававшего решающую роль в объяснении социальных явлений, установлению причинных зависимостей между изучаемыми явлениями и социальной средой, ...
Сбор и обработка биографических данных. Сбор
биографического материала
Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники — мемуары ...