Когнитивные критерии.
Перцептивный компонент конфликтного взаимодействия тесно связан с еще одним – когнитивным компонентом, который содержит:
1) адекватность понимания сути происходящего конфликта,
2) адекватность понимания интересов и мотивов конфликтующих сторон,
3) адекватность понимания и учет вероятных последствий конфликта.
Необходимость выделения указанных критериев культуры конфликтного взаимодействия связана со следующими обстоятельствами.
1) в процессе конфликтного противоборства важно не «переходить на личности»
, не выходить за рамки существа дела, чтобы не разбудить «темные силы», дремлющие в противнике.
2) одна из типичных когнитивных ошибок, допускаемых конфликтующими сторонами – это неправильное понимание мотивов участия в конфликте.
Чаще всего здесь проявляется ошибка атрибуции. «Мы настолько склонны объяснять поведение окружающих их личностными качествами и установками, что недооцениваем давление ситуации даже тогда, когда оно очевидно».
Особо важное значение имеет разграничение интересов и позицийконфликтующих сторон. Чтобы достичь разумного решения, – справедливо считают Р. Фишер и У. Юри, – необходимо примирить интересы, а не позиции.
Они приводят для иллюстрации этого принципа ситуацию, когда два человека ссорятся в библиотеке. Один из них хочет открыть окно, другой предпочитает закрытое окно. Они спорят, насколько его открыть: оставить щелочку, открыть наполовину, или на три четверти. Ни одно из решений не устраивает обоих. Входит библиотекарь и спрашивает одного из них, почему он хочет открыть окно. Тот отвечает: «Для свежего воздуха». Она спрашивает второго, почему он хочет, чтобы окно было закрыто. «Чтобы избежать сквозняка», – отвечает он. После минутного раздумья она широко открывает окно в соседней комнате, и свежий воздух поступает без сквозняка.
Этот пример типичен для многих спорных ситуаций. Поскольку проблема сторон представляется конфликтом между позициями и поскольку цель состоит в том, чтобы согласиться по поводу какой-то позиции, люди, естественно, думают и говорят о позициях и в итоге часто заходят в тупик. Библиотекарь не смогла бы найти выход, если бы сосредоточилась только на двух выявленных позициях обоих читателей о закрытом или открытом окне. Вместо этого она обратилась к их истинным интересам – получить свежий воздух и избежать сквозняка.
Другое по теме:
Социальный контроль в сфере труда
Социальный контроль
– это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общеприняты ...
Структура анкеты
Анкета состоит из трех частей:
1. Вводная часть (обращение; данные организации (учреждения), проводящей опрос; цель и задачи исследования, значимость решения поставленных задач; значимость роли респондента для решения этих задач; гаранти ...
Программы деятельности учреждений дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования осуществляют образовательный процесс по 1370 программам образования детей. Из них - 45 авторских, более 90% от общего числа - составительские программы. Педагоги осуществляют обучение по всем 10 напр ...
