Сущность культуры конфликтного взаимодействия. Понятия конфликта и культурыСтраница 2
Это осуществляется или посредством отбора единичных актов взаимодействия и их утверждения в качестве эталона, или посредством интегрирования отдельных компонентов у нескольких единичных актов и формирования «идеального» эталона, или посредством априорного обоснования такого эталона, исходя из соображений целесообразности.
Во-вторых, результатом генерализации актов конфликтного взаимодействия становятся определенные эталоны, которые закрепляются в виде: а) норм, б) правил, в) ценностей, г) санкций.
Следовательно, логично говорить о нормах, правилах, ценностях и санкциях конфликтного взаимодействия. Исходя из этого, культуру конфликтного взаимодействия
можно определить как совокупность (систему) норм, правил, ценностей и санкций, регулирующих взаимодействие участвующих в социальном конфликте.
В-третьих, нормы, правила, ценности и санкции, образующие содержание культуры конфликтного взаимодействия, в редких случаях оказываются представленными в публично-официальном, формализованном виде
. Чаще всего они подразумеваются, «остаются в уме», и судить о них можно по реальным фактам (актам) конфликтного взаимодействия.
Исследование культуры конфликтного взаимодействия – это изучение его форм и проявлений с точки зрения опредмеченных в них норм, правил, ценностей и санкций.
В этих «составляющих» культуры обобщены, «подытожены» многочисленные акты конфликтного взаимодействия в прошлом, и обобщенный результат выступает своего рода сводом требований и оценок применительно к аналогичным актам в настоящем и будущем. Культура не просто фиксирует и оценивает, но и на что-то ориентирует, чего-то требует. В этой связи можно выделить несколько функций культуры:
- герменевтическую, т.е. функцию интерпретации, толкования и понимания актов конфликтного взаимодействия;
- ценностно-ориентационную, т.е. функцию ценностного обоснования и ориентирования конфликтного взаимодействия;
- нормативную, т.е. функцию конституирования и трансляции определенных норм взаимодействия в процессе конфликта;
- мотивационную, т.е. функцию побуждения к тем или иным действиям в процессе конфликта, осознания и формирования побуждений;
- коммуникативную, т.е. функцию взаимного восприятия и понимания участников конфликтного взаимодействия, взаимного обмена информацией;
- функцию социальной интеграции и дифференциации (с одной стороны, общность культурных норм и ценностей объединяет людей, с другой стороны, различие этих ценностей и норм разъединяет их);
- оценочную, т.е. функцию оценки отдельных актов конфликтного взаимодействия;
- селективную, т.е. функцию отбора и «эталонизации» отдельных актов конфликтного взаимодействия, их возведения в ранг «культурного образца» и вместе с тем функцию отклонения и осуждения альтернативных актов конфликтного взаимодействия.
Культура урегулирования конфликтов
может быть двух типов – профессиональная и социальная (массовая). Профессиональная культура относится к деятельности специалистов по регулированию конфликтов (по конфликтному менеджменту), социальная культура – к деятельности всех людей, связанных так или иначе с регулированием конфликтов, т.е. практически к каждому человеку.
Рис. 1 - Функции культуры конфликтного взаимодействия
Другое по теме:
Социальная работа с молодежью в Чувашcкой
Республике
На сегодняшний день 26,3 % населения Чувашской Республики составляют граждане в возрасте 14-30 лет (335 795), в том числе 48 % молодежи занято в экономике республики (161 700). По данным Чувашстата, в промышленности и строительстве занято ...
Определение основной тенденции динамического ряда
Выявление основной тенденции ряда динамики проведем методом скользящей средней, который основан на замене абсолютных данных средним арифметическим за определённые периоды (мы заменим трехлетней скользящей средней).
Составим таблицу расче ...
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной
солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а п ...