Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровнеСтраница 2
Например, повышая квалификацию трудовых ресурсов или совершенствуя систему взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества, можно добиться существенного улучшения социально-экономической ситуации в муниципальном образовании [18, с. 101].
С целью выявления общих принципов принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления в отношении социальных ресурсов, обусловленные его спецификой, отметим:
- необходимость изучения мнения различных слоев населения при подготовке управленческих решений, затрагивающих интересы людей;
- коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный федеральным законодательством и уставом муниципального образования;
- необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;
- наличие, кроме обычных форм контроля за исполнением принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля — общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.
Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль за их исполнением. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем соблюдение [19, с. 69].
В современных условиях муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) в те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно.
Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании.
Можно выделить такие сильные стороны третьего сектора в решении муниципальных проблем, как умение удовлетворять потребности различных слоев населения, сочувствие и преданность, одухотворенный подход к решению проблем, умение завоевывать доверие. С учетом этих сильных сторон организации третьего сектора лучше всего решаются социальные задачи:
- требующие добровольного труда, сострадания и личностного внимания к конкретным людям;
- не связанные с извлечением прибыли;
- основанные на соблюдении принципов морали, взаимного доверия и развитии чувства личной ответственности за благополучие других [20, с. 44].
Субсидиарное участие населения в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы, имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти типы гражданского общества мы будем именовать местными сообществами, поскольку термин «местное сообщество» обычно применяется по отношению ко всему населению муниципального образования, то в нашем случае можно говорить о локальных, корпоративных местных сообществах внутри местного сообщества всего муниципального образования.
Существуют различные трактовки термина «местное сообщество». Основное определение, которое нам кажется наиболее удачным, выглядит так: «Местное сообщество — население, проживающее в муниципальном образовании, объединенное общей территорией, едиными условиями жизни и общими интересами в самостоятельном (под свою ответственность) решении вопросов местного значения» [21, с. 155].
В отличие от «местного сообщества» термин «муниципальное образование» используется официально и является больше категорией юридической.
Пока термин «местное сообщество» не получил широкого распространения в России ни в теоретических исследованиях, ни на практике. В правовых и законодательных актах, например в федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», используется термин "муниципальное образование". Однако статус муниципального образования могут иметь не все местные сообщества.
Например, район в составе города, или сельская администрация, или даже отдельная станица в составе сельского района далеко не всегда являются муниципальным образованием.
Другое по теме:
Социальная политика – основополагающий компонент государственного
управления.
Российская Федерация по своей Конституции – социальное государство, что предполагает: в государственном управлении социальная политика - один из его важнейших компонент. Поэтому очевидно, что социальная политика становится масштабной соци ...
Практическая часть исследования показателей
численности населения Республики Саха (Якутия). Выборочное наблюдение
Рассмотрим динамику численности населения Республики Саха (Якутия) за период 1998–2009 годы (по данным переписи населения). В качестве источника статистических данных используем опубликованные данные «Демографического ежегодника Республик ...
Социальные функции культуры
1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление к среде - при родной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также - элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособитьс ...