Теоретический анализ
социально-педагогической проблемы социализации ребенка в детском доме. Психолого-социально-педагогические
особенности воспитанников детского домаСтраница 5
Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные аморальные поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за импульсивного желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный характер. Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в нечестности, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести как внутреннего индикатора отклонения от нравственных норм.
Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений общего интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности[6].
Таким образом, существуют значительные проблемы развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия[7].
В качестве основных причин проблем личностного развития воспитанников интернатных учреждений выступают следующие:
Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.).
Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными "отказницами", искажение жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, нарушение сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними.
Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная).
Средовые влияния (педагогическая запущенность).
Насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение.
Недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот:
неправильная организация общения взрослых с детьми: несостоятельность и непродуктивность форм общения, доминирующих в детских учреждениях; авторитарный стиль общения на уровне "взрослый-ребенок" и, как следствие, на уровне "ребенок-ребенок";
отсутствие психологического комфорта, а также - отсутствие понимания, что здоровье и развитие ребенка зависит от многих факторов: не только правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта. Именно отсутствие психологического комфорта, психологический дискомфорт приводит к различным психосоматическим заболеваниям, которыми в детских домах и школах-интернатах страдает большинство детей. Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка - в безопасности, любви, общении, в познании через взрослых окружающего мира;
массовый, коллективный, "тотальный" характер воспитания; высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора и "свободных зон развития" ребенка;
непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей;
недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
"закрытая" среда учреждения, чрезвычайная суженность развивающей среды, порождающая бедность конкретно-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками;
отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов, домов ребенка и интернатов;
недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения в домах ребенка, детских домах и интернатах;
низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления в учреждениях и т.д.
Другое по теме:
Образовательные семинары для представителей
различных профессиональных групп
Национальная образовательная инициатива для различных профессиональных групп (как компонент просветительской кампании) - был сфокусирован на разработке образовательных моделей для представителей тех государственных структур, чьей непосред ...
Сплоченность трудового коллектива
Сам трудовой коллектив является важнейшим мотиватором трудовой деятельности, фактором поддержки индивидуальных усилий работников, стимулирующей и творческой средой, в которой раскрываются индивидуальные способности работников. Эффективнос ...
Процесс маргинализации
Процесс маргинализации идет по двум векторам: 1 «определение» выносится обществом в отношении других индивидов и групп, являющихся нетипичными либо предлагающими иные интерпретации реальности; 2 «самоопределение» индивидов и групп как мар ...