SociologyZone
подробно о социологии

Региональная социальная политика: сущность, виды, направления
Страница 2

Материалы и статьи » Социальная политика региона » Региональная социальная политика: сущность, виды, направления

Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня типы региональной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма.

Вторая группа – институциональная.

Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии.[1]

Обе группы различаются между собой не наличием

или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности региона.

Главное звено в социальной политике региона занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. По другому «доход» – это часть произведенного продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нем. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Можно выделить три главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.[2]

Номинальный доход /NI/ – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода:

Располагаемый доход /DI/ – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход /RI/ – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей, оказывающих существенное влияние на формирование доходов населения. За счет этих платежей осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (по уходу за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Многофакторный корреляционно - регрессионный анализ
Таблица 4. Исходные данные. год уровень безраб-цы доход на душу насел-я индекс потребит цен индекс ВРП 1995 12,7 83,7 278,2 86,2 1996 14,9 89,6 235,2 93,5 1997 21,3 130,5 124 ...

Проведение социологического исследования с использования метода опроса
Для того, чтобы изучить представления людей о классовой структуре белорусского общества, основных критериях деления классы, а также определить самоидентификацию опрошенных нами было проведено исследование с использованием метода опроса. Т ...

Экономические аспекты борьбы за снижение смертности и улучшения здоровья населения в России
В начале 90-х годов Россия вступила в полосу острейшего демографического кризиса. Численность населения РСФСР на период распада СССР составляла 149 млн. человек. С середины 1991 г. смертность в России впервые за последнее столетие превыси ...