SociologyZone
подробно о социологии

Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи
Страница 1

Материалы и статьи » Перспективы трудоустройства студентов социологического факультета » Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи

Происходящие в нашей стране радикальные социально-экономические и общественно-политические преобразования коренным образом изменили характер и формы развития различных сторон общественного развития. Переход к рыночной экономике, значительные изменения в структуре занятости, возникновение безработицы и многие другие трансформационные факторы оказали значительное влияние на сущность и основные направления трудовой социализации современной молодежи. Изменения господствующих в этой области теорий (отношение к труду, с одной стороны, с другой – многократное увеличение прагматических ориентаций в трудовой мотивации) привели как к изменению самого характера этого важнейшего социального процесса, так и во многом способствовали разрушению прежней системы оптимизации процесса трудовой социализации.

Одновременно, в силу многократного падения уровня жизни социально-незащищенных групп населения, невозможности жизнеобеспечения на основе социальных выплат (стипендии, пенсии, льготы и т.д.), трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретением специальности, приобрела массовый характер. При этом значительные группы современных студентов порой небезуспешно пытаются совместить процесс своей трудовой социализации с получением основной профессии в вузе. Но и в этом случае управление трудовой социализацией студенчества имеет, к сожалению, бессистемный, неорганизованный характер.

Стратегия профессиональной адаптации выступает важнейшим направлением государственной политики занятости, способствует осуществлению конституционного права гражданина на свободный выбор трудовой деятельности.

Согласно сложившимся стереотипам профессиональная адаптация рассматривается применительно к людям, имеющим работу, как система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств и установок. Представляется, что понятие профессиональной адаптации необходимо расширить и относить его не только к занятым, но и к выпускникам профессиональных учебных заведений, к безработным гражданам, находящимся под угрозой профессиональной дезадаптации. В целом профессиональную адаптацию граждан можно рассматривать как систему мер, направленную на формирование самостоятельного конструктивного поведения и повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Действенная государственная политика использования и развития трудовых ресурсов включает рационально сформированное законодательство в сфере профессиональной адаптации населения к рынку труда в сочетании с эффективными механизмами взаимодействия региональных органов ГСЗН, работодателей, учебных центров службы занятости, учреждений профессионального образования и некоммерческих общественных организаций.

Воздействие территориальных органов службы занятости на социальных партнеров в процессах регулирования социально-трудовых отношений носит двоякий характер. К первому типу относится оказание гражданам социальных услуг по профессиональной адаптации, которые не предоставляются коммерческими организациями (например, специфических профориентационных услуг социально незащищенным гражданам: инвалидам, одиноким матерям и др.). Государственные заказы организациям и учреждениям разных форм собственности на оказание гражданам услуг предоставляют на конкурсной основе. Второй - осуществляется на договорной основе с позиции равноправных партнеров. Его формами являются разработка и реализация стратегических программ развития трудовых ресурсов и всесторонняя поддержка государственными органами заявленных приоритетов государственной политики на рынке труда.

Формирование социально ориентированного рынка труда требует более тесного взаимодействия районных и городских центров занятости населения, местных администраций и органов профессионального образования, учебных заведений, работодателей и их объединений, других заинтересованных партнеров на рынке труда по реализации единой государственной политики в области профессионального обучения и профессиональной ориентации. Это равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, в котором должны максимально согласовываться и реализовываться интересы договаривающихся сторон. Учреждения профессионального образования должны оптимально ориентироваться на требования работодателей к качеству трудовых ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Используемые данные.
В работе используются данные, полученные в результате социологического опроса ВЦИОМа 9-23 ноября 1998 года. ...

Эффективность массовой коммуникации
Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об и ...

Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития
2010 год уже воспринимается на рынке как «посткризисный». Хотелось бы отдельно рассмотреть тенденции развития рынка труда, и сравнить показатели предыдущих лет на рынке труда. Численность экономически активного населения в марте 2010г. с ...