Проблема девиантного поведения детей дошкольного возраста
Девиантное поведение подростков связывается с рядом причин: выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон), членство в неформальных группах асоциальной направленности, влияние средств массовой информации, пропаганда сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко), социокультурная ситуация развития и др.
Мы же считаем, что для решения данной проблемы причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше – начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.
Уже в дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина), и влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), и образ жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка.
На практике же нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что в сущности не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений.
Результат этого процесса можно проследить по статистическим данным дошкольных образовательных учреждений: с каждым годом процент детей «группы риска» по физическим, психическим и социальным показателям неумолимо растет. И на сегодняшний день эта цифра, приблизительно, около 20% от общей численности детей. Особенно ярко отрицательная динамика заметна в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа девиаций. Организация и управление этим социальным процессом относится к сфере деятельности системы дошкольного образования, которая на сегодняшний день не выполняет данную социальную функцию.
Поэтому, в своей исследовательской работе мы поставили цель: изучить современные тенденции в сфере социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования и разработать концепцию социального управления этим процессом.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результатом применения предложенных технологий социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования станет повышение эффективности применяемых в этой области средств, форм и методов. А это, следовательно, приведет к сокращению рецидивов и правонарушений среди подростков и молодежи.
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Другое по теме:
Этика поведения россиян
Согласно Алексееву и Крылову сравнительно молодая русская цивилизация не успела сформировать сложную северную этику. Поэтому российская государственность всегда сочетает одну из чужих сложных этик, заимствованную правящей верхушкой, и про ...
Направления развития российского здравоохранения
По своей сути стратегическое развитие здравоохранения - это сбалансированный комплекс управленческих стратегий политического, экономического и социально-культурного характера, осуществление которых позволит реализовать институциональные п ...
Фаза надлома
Пассионарность, наконец, израсходована, и этнос вступает в третью фазу - фазу надлома. Пассионариев стало меньше, поэтому каждый из них обретает большее влияние на соплеменников. В результате, этнос довольно резко снижает внутриэтническую ...