Экономическая глобализация и поведение предпринимателей
Глобализация мирового хозяйства выражается, прежде всего, в свободе предпринимательской деятельности и экономического поведения вне зависимости от территориального происхождения и расположения таких факторов, как капитал, рабочая сила и т. д. Ведение экономической деятельности в планетарном масштабе снимает национальные, социальные, культурные, государственные и иные ограничения на поведение и постепенно приводит к образованию единого экономического пространства. Одним из существенных следствий глобализации является снижение роли государства и национальных культур как совокупности норм и ценностей, определяющих поведение. Современные исследователи выделяют несколько форм, в которых может осуществляться взаимодействие зарождающейся глобальной культуры — западной, американской по своему происхождению, и различных обществ, как на уровне элит, так и широких масс: «принятие», «отрицание», «сосуществование» и «синтез» [9].
Влияние глобализации на экономическое поведение предпринимателей представляется достаточно противоречивым. Во-первых, глобализационные процессы неравномерны, и предприниматели экономически развитых стран — лидеров глобализации — извлекают из них наибольшую выгоду. Предприниматели других стран, в том числе России, наделяясь дополнительными возможностями реализации своих идей, попадают в условия жесткой международной конкуренции, и, в зависимости от ситуации, имеют различные шансы отстоять свою конкурентоспособность. Соответственно воздействие глобализации на экономическое поведение предпринимателей в различных странах и секторах экономики будет неодинаково.
Во-вторых, существуют особенности экономического поведения предпринимателей в сфере мелкого, среднего, и крупного бизнеса. В условиях глобализации основными субъектами хозяйственной жизни стали крупные транснациональные корпорации. Экономическое поведение в рамках ТНК наиболее унифицировано, влияние на него национальных, религиозных факторов сведено к минимуму. Сам масштаб предприятия требует применения безлико-рациональных правил построения организационной структуры и управления таким бизнесом исходя из требований рынка. В сфере же среднего и мелкого бизнеса национальные особенности осуществления предпринимательской деятельности проявляются в значительной степени. Особенно это характерно для так называемого этнического предпринимательства — ведения бизнеса этническими меньшинствами в инонациональной для них среде, связанного с таким проявлением глобализации, как увеличение мобильности рабочей силы. Лидеры этнического предпринимательства — китайская диаспора [10] (по различным оценкам, в России численность мигрантов из Китая достигает от 400 тыс. до 2 млн. человек); годовой ВВП частных компаний этнических китайцев, размещенных в более чем 140 странах мира, превышает 1 трлн. дол. На экономическое поведение предпринимателей в подобных бизнес-организациях огромное влияние оказывают национальные традиции, религиозные обычаи, семейные и родственные связи, взаимоотношения в общине. В рамках этнической диаспоры оказывается поддержка начинающим предпринимателям и тем, кто попал в трудное финансовое положение, при необходимости осуществляется перераспределение доходов, происходит урегулирование конфликтных ситуаций, к которому привлекаются наиболее авторитетные члены общины, вводятся санкции за нарушение слова чести, злоупотребление доверием.
Можно предположить, что в глобализирующемся мире поведение предпринимателей изменяется в соответствии с несколькими противоречивыми тенденциями. С одной стороны, происходит формирование единой нормативной среды предпринимательства, стандартизация экономического поведения, основанного на западных, неолиберальных ценностях; с другой стороны, отстаивает свое право на существование и эффективный этнический тип экономического поведения предпринимателей, окрашенный национальным колоритом, учитывающий нормы и традиции различных культур.
Другое по теме:
Зачем нужна выборка
Причина заинтересованности в выборках связана с тем, что выборочная процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода, т.е. рассуждения по схеме «от частных наблюдений — к общей эмпирической закономерности». Так ...
Социальный контроль в сфере труда
Социальный контроль
– это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общеприняты ...
Социальные группы и социальные организации
Вопросы для изучения:
Социальные группы и их разновидности.
Социальные организации и управление. ...