SociologyZone
подробно о социологии

Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации
Страница 1

Материалы и статьи » Массовая комуникация » Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации

Массовая комуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым продит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

· наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

· социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

· массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

· многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

Таблица №1.

Характеристика массовой

и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация

Межличностная коммуникация  

Опосредованность общения техническими средствами

Непосредованный контакт в общении

Общение больших социаль-ных групп

Общение в основном от-дельных индивидов

Ярко выраженная социаль-ная ориентированность общения

Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения

Организованный, институ-циональный характер общения

Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения

Отсутствие непосредствен-ной связи между коммуникато-ром и аудиторией в процессе общения

Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта

Повышенная требователь-ность к соблюдению принятых норм общения

Более «свободное» отноше-ние к соблюдению принятых норм общения

Одноправленность инфор-мации и фиксирование коммуникативных ролей

Переменная смена направ-ленности информации и коммуникативных ролей

«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность

«Индивидуальный» харак-тер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность

Массовая, стихийная, ано-нимная, разрозненная аудитория

Реципиент – отдельный конкретный человек

Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений

Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность

Преобладание двухсту-пенчатого характера восприятия сообщения

Преобладание непосредст-венного восприятия сообщения

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:

- диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Сущность и структура социально-трудовых отношений
Социально-трудовые отношения– это объективно существующее взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения характеризуют эконом ...

Индекс ИРЧП в России
Россия занимает 67 место в списке с индексом ИРЧП = 0,802 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2007 год хуже, чем в Белоруссии и прибалтийских республиках). Индекс стал падать с началом 90-х из-з ...

Банк технологий
1. Психосоциальное консультирование 1) Общая характеристика технологии Цели технологии: § во-первых, повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью; § во-вторых, развитие способности клиента решать проблемные ситуации ...