Основные подходы к изучению проблемы профессионально-личностного развития социальных работников. Профессионализм в социальной работе
Понятие «профессионализм в социальной работе» до сих пор недостаточно раскрыто в силу объективных и субъективных причин. Одни исследователи убеждены, что профессионализм – это степень овладения социальным работником профессиональными навыками; другие считают, что «профессиональная подготовка» и «профессиональная квалификация» - это обязательные компоненты профессионализма; третьи добавляют к этим компонентам «этические знания» как неотъемлемую часть профессиональной деятельности социального работника; четвертые считают, что профессионализм в социальной работе невозможен без предрасположенности к выполнению социальной работы, определенной склонности к работе с людьми.
В начале 90 –х гг. XX века разные авторы – Н.С. Давакин, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.А. Яблокова и др. – пытались дать определение профессионализма в социальной работе:
ü психологи выделяют такие аспекты становления профессионализма социальных работников, как престижность профессии; профессиональное мастерство; социальная престижность, успешность профессиональной деятельности; динамика, этапы, уровни развития профессионализма; знания, умения, навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности; иерархия мотивов, ценностных ориентаций. На этой основе они выделяют такие компоненты профессионализма как: профессионализм деятельностный, профессионализм личностный, профессионализм по отношению к другим;
ü социологи делают акцент на профессиональных ценностях, способах социального действия, профессиональном призвании, глубокой мотивации к профессиональной деятельности социального работника, профессиональной подготовке, профессиональном мастерстве, профессиональной культуре, профессиональной специализации, трудовых навыках, квалификации;
ü педагоги выделяют такие качества как мотивационно-ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности, готовность к профессиональной деятельности.
Неотъемлемая часть профессионализма - этические качества и ценностные ориентации. Ядром системы ценностей социального работника являются профессиональные ценности, которые реализуются в процессе практического действия в системе «человек-человек» и выражаются в уважении клиента как человека и индивида, признании самоценности каждого клиента, адекватности реакции на эксклюзии, происходящие в обществе.
Другое по теме:
Структура экономической социализации учащихся в обще
образовательных школах
Один из серьёзных недостатков преподавания экономики в школе – недостаточная связь предмета с жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентировать ...
Предпринимательство и власть
Предпринимательство и власть при всех различиях и противоречиях - суть две стороны одной и той же медали. Одно без другого существовать просто не может. Власть вправе ждать и требовать от предпринимателей самостоятельности, инициативы, ст ...
Предложения в сфере миграционной политике
Направление миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают интересам республики. Ухудшается семейная, образовательная структура населения, вследствие оттока самой молодой, активной, образованной его части. Отток квал ...