SociologyZone
подробно о социологии

Ценность и доступность высшего профессионального образования в России
Страница 5

Материалы и статьи » Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях » Ценность и доступность высшего профессионального образования в России

Это свидетельствует о высокой степени доступности среднего и высшего профессионального образования в РФ, что имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Расширение возможностей получения высшего образования для юношей и девушек со слабо выраженными способностями к обучению приведет, в конечном счете, к девальвации вузовского диплома и утрате им важнейшей функции - служить сигналом о качестве рабочей силы на рынке труда. По-видимому, при зачислении абитуриентов в высшее учебное заведение на конкурсной основе следует принимать во внимание не только баллы, полученные на вступительных экзаменах и часто отражающие способности репетиторов, но и средний балл школьного аттестата, характеризующий общий уровень развития ребенка, его дисциплинированность и трудоспособность - качества, полезные не только для учебы в вузе, но и для будущей профессиональной карьеры.

В настоящее время при зачислении абитуриентов в вуз имеют значение медаль, полученная в средней школе, и красный диплом выпускника среднего специального учебного заведения (ссуза). В связи с этим возникает особая образовательная стратегия семей. Как показало социологическое обследование, проведенное ФОМом в 2002 г., для большинства учащихся ссузов характерна ориентация на продолжение образования в высшем учебном заведении. 7% из числа опрошенных в этой группе семей выразили безусловное желание видеть своих детей студентами вузов и еще 21 % респондентов склоняются к этому. Таким образом, данная категория семей использует «не прямую» стратегию получения высшего образования. Смысл этой стратегии состоит в том, что поступить в техникум и закончить его с красным дипломом несложно, а это дает возможность поступления в престижный вуз наравне с медалистами. Следовательно, для многих молодых людей обучение в техникуме или колледже является лишь промежуточной ступенью между школой и вузом, что характеризует еще одну зону неэффективности современной системы профессионального образования.

Интересно, что уровень материального благосостояния семьи также оказывает незначительное влияние на ее притязания относительно получения детьми высшего образования. Согласно опросу ФОМа, количество респондентов, желающих дать ребенку высшее образование и имеющих при этом уровень дохода ниже, чем 500 рублей на человека в месяц, всего на 10% меньше числа респондентов, имеющих аналогичное желание и уровень дохода более 3000 рублей на человека в месяц (табл.2.5).

Таблица 2.5 Распространенность образовательных притязаний, предполагающих получение ребенком высшего образования, в зависимости от уровня материальной обеспеченности семьи (в % по группам) [32, c.49]

Тип учебного заведения, которое посещает ребенок

Доход семей, желающих, чтобы ребенок получил высшее образование, рублей на человека в месяц

Менее 500

500-менее 1000

1000-менее 1500

1500-менее 2000

2000-менее 3000

3000 и более

Школа

90,0

92,1

96,1

95,1

96,5

98,0

ПТУ

90,0

84,6

93,3

100,0

93,3

100,0

ССУЗ

84,2

93,4

90,0

93,3

88,2

100,0

В целом по подвыборке

89,1

91,8

94,5

95,1

94,8

98,4

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Управление персоналом в организации
Управление персоналом является сложной и многоплановой работой. Персонал организации – это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, наличие которых отличает их от вещественных факторов производства. Управление персоналом орган ...

Интерпретация и анализ полученных данных
Методика многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, которая предназначена для оценки степени развития индивидуально-типологических особенностей личности и установления зависимости различных уровней альтруистического поведения от л ...

Структура религиозной организации включает ряд подсистем.
Первая подсистема религиозной организации – институт воспроизводства религиозного мировоззрения, вероучения. Ее задача – сохранение и передача канонического религиозного текста, выработка способов его интерпретации, научение новых членов ...