SociologyZone
подробно о социологии

Понятие социального государства, его структура и функции
Страница 2

Материалы и статьи » Понятие социального государства, его структура и функции » Понятие социального государства, его структура и функции

Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии. Согласно Закону РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства[2]. Оно обеспечивает получение знаний, определённых федеральными стандартами, что удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом). Основное общее образование в нашей стране и государственная аттестация являются обязательными. Контроль по обеспечению получения детьми этой ступени образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Нужно отметить, что Конституция предусматривает бесплатность только дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, получаемых в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях[3]. Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (см. статьи 45 и 46).

Для нашей повседневной жизни важно не только провозгласить права и свободы, но и обеспечить их реализацию, фактическое осуществление. Права граждан — это некая возможность, которая превращается в действительность, если государство не только устраняет препятствия на пути их получения гражданами, но и предпринимает меры, направленные на обеспечение практического их осуществления и защиту.

В Конституции определен перечень нормативных положений, непосредственно находящихся в ведении Российской Федерации. Среди 18 положений обозначены такие, которые непосредственно имеют социальную направленность. Так, в ведении Федерации, к примеру, находятся:

— установление основ ценовой политики;

— федеральные налоги, сборы, фонды регионального развития;

— гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

— государственные награды и почётные звания РФ и др.

Конституция определяет нормативные положения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В них особо выделены социальные проблемы

:

— защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, общественной безопасности;

— охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, принятие законодательства об охране окружающей среды;

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальное обеспечение;

— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.

В главе четвертой Конституции, озаглавленной «Президент Российской Федерации», 14 статей (80-93), где указаны прерогативы Президента. Полностью социальной является статья 89, в которой устанавливается, что Президент Российской Федерации:

1) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

2) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

3) осуществляет помилование.

Ближе всех к человеку, к его жизненным проблемам находится местное самоуправление, функции которого зафиксированы в заключительной главе 9 российской Конституции, где указано, что «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения»[4]. Деятельность этих органов призвана решать непосредственно в интересах каждого жителя «своей» территории практически все социальные вопросы, т.е. опосредовать в конкретные дела и решения всё предписанное сверху, а также инициировать собственные программы в интересах человека, его благоустроенной и достойной жизни[5].

В то же время существуют достаточно серьёзные проблемы реализации декларированных прав и свобод. Фактически государство обеспечивает преимущественно правовую защиту, экономические же основы обеспечения прав и свобод в большей мере связаны с развитием рыночных отношений, частной собственности и личной инициативы.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Культурные транскоды современности
Современность, ее специфические черты, способы функционирования культуры в наши дни, то как она соотноситься с предыдущим опытом человечества никогда не находило, да и не найдет, всеобьемлющего осмысления в социальной науке. Данная статья ...

Структура анкеты
Анкета состоит из трех частей: 1. Вводная часть (обращение; данные организации (учреждения), проводящей опрос; цель и задачи исследования, значимость решения поставленных задач; значимость роли респондента для решения этих задач; гаранти ...

Рефлексивные критерии.
Рефлексивный компонент характеризуется осознанием и оценкой человеком своей роли как субъекта конфликтного взаимодействия, своих ориентаций, мотивов, эмоциональных и поведенческих реакций. Культура конфликтного взаимодействия выражает тот ...