Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семейСтраница 1
Межэтническая семья – это характерное явления в полиэтничном государстве. От факторов, влияющих на семью во многом зависит появление, стабильность и сплоченность такой семьи. Изучение межэтнических семей продиктовано необходимостью создать позитивное межэтническое общение, которое способствует развитию таких положительных качеств, как толерантность, интернационализм, гражданственность, взаимопонимание и другое.
На данном этапе исследования семьям различной этнической принадлежности предлагалось заполнить анкету (Приложение 1). В анкетировании принимали участие 20 семей.
На заполнение анкеты давалось 15 минут. Супруги заполняли анкеты отдельно друг от друга.
Анкетирование было направлено на диагностику уровня взаимоотношений в семьях. В ходе проведения данной методики все респонденты с интересом отвечали на предлагаемые вопросы.
По результатам анкетирования возраст мужчин был 30-45 лет, а возраст женщин – 30-43 года.
Качество семейных отношений определяется множеством внешних и внутренних факторов.
Уровень образования является одним из факторов, влияющих на семейные отношения. Отношения в семье с более высоким образовательным уровнем характеризуются большей эгалитарностью, удовлетворенностью браком и более низкой конфликтностью, а также в таких семьях более плодотворно решаются вопросы этнического характера. Супруги с высшим образованием чаще делят обязанности пополам, не всегда учитывая "женские" они или "мужские". Супруги со средне специальным или неоконченным высшим образованием чаще живут со своими родителями.
В результате проведенного анкетирования сложились следующие показатели: наличие высшего образования среди мужчин составило 33%, среди женщин – 25%; средне специального образования среди мужчин – 57%, среди женщин – 59%; неоконченного высшего образования среди мужчин – 10%, среди женщин – 16%. Результаты уровня образования представлены в диаграммах (приложение 2).
Стаж семейной жизни является важным фактором, влияющим на семейные отношения. Особенно важен данный фактор в семейных отношениях межэтнической семьи. Чем больше супруги совместно проживают, тем быстрее и эффективнее они решают внутрисемейные проблемы и в особенности этнические проблемы своей семьи.
По результатам анкетирования стаж семейной жизни супругов составляет 7-15 лет. Среди участников исповедуют православие – 51%, мусульманство – 49% (Приложение 3).
Большинство женщин ответили, что другая национальность мужа не мешает их семейным отношениям и совместному воспитанию детей. Доля таких женщин составляет 53%, в то время как, среди мужчин 52% ответили, что небольшие трудности все же возникают.
Вопрос вероисповедания ребенка в большинстве семей остается открытым. Об этом свидетельствуют расхождения в ответах супругов. Лишь 15% среди мужчин и женщин ответили, что ребенок будет решать сам.
Влияние родителей на заключение межэтнического брака очень велико. Очень часто родители против таких браков, они не одобряют выбор детей и принимают попытки помешать заключению брака. Не выдержав напора родителей, дети могут отказаться от свадьбы и расстаться. С другой стороны дети могут окончательно поссориться с родителями и прекратить общение с ними, что негативно сказывается на психологическом состоянии всех участников конфликта. Но существуют ситуации, когда родители доброжелательно относятся к выбору своих детей, поддерживают их и дают согласие на брак.
Среди 30% семей родители не противились данному браку, отнеслись к нему положительно, с радостью приняли в свою семью супруга/супругу; 43% родителей отнеслись к браку скептически, но переубеждать и противиться не стали; 27% родителей отнеслись к такому браку крайне негативно, старались противостоять ему, не давали свое согласие (Приложение 3).
Семьи, в которых супруги разного вероисповедания – общемировая тенденция. Это явления эксперты расшифровывают как глобальное стремление человечества к мультикультурности и мультирелигиозности.
По результатам анкетирования для 63% участников вероисповедание супруга(и) значения не имеет.
Все участники анкетирования ответили, что не будут против, если их ребенок выберет себе в супружеские отношения человека другой веры. Причины такого решения – собственный опыт. Респонденты утверждают, что примут выбор ребенка, поддержат его и не будут препятствовать развитию его личных отношений.
Религиозные праздники обоих вероисповеданий отмечают 46%, совсем не отмечают – 25%; отмечают праздник одной из вероисповеданий – 29%.
В большинстве семей их родные общаются, они устраивают совместные мероприятия, организуют совместный досуг и отдых.
Другое по теме:
Социальные институты
Вопросы для изучения:
Понятие и функции социальных институтов.
Основные виды социальных институтов. ...
Трудовой потенциал
Трудовой потенциал
представляет собой совокупность всех трудовых возможностей, как человека, так и различных групп работников и общества в целом.
Термин «трудовой потенциал» начал использоваться, начиная с 90‑ х гг. XX в. Основным ...
Соотношение городского и сельского населения в республике Коми за 10 лет
Динамика городского и сельского населения за 1996-2005гг. в республике Коми.
Год
На начало года, тыс. чел.
В % к общей численности населения
все население
городское
сельское
городское
сельское
1996
1185 ...