SociologyZone
подробно о социологии

Культурные транскоды современности
Страница 1

Современность, ее специфические черты, способы функционирования культуры в наши дни, то как она соотноситься с предыдущим опытом человечества никогда не находило, да и не найдет, всеобьемлющего осмысления в социальной науке. Данная статья пытается предложить одну из возможных трактовок современного состояния культуры, тех насущных процессов, которые мы наблюдаем в наше непростое время.

Существует по сути два основных теоретических подхода по-разному осмысляющих проблему темпорального измерения человеческой истории. Время культуры, с первой из них представляется сплошным потоком физиобиологической информации создаваемой институтами власти, материальным обменом, кустарями и фабриками знания. С другой точки зрения, время культуры принципиально слоисто, и может быть уподоблено диапроектору заряженному стохастической последовательностью слайдов. Последний взгляд кажется нам более адекватным для культурно-социологического анализа.

Момент истины упомянутой концептуализации для нашего рассмотрения современной ситуации состоит в принципиальной возможности теоретической рекомпозиции социальных фактов в любом темпоральном слое. Референциальный базис, таким образом, может быть образован из самых разнообразных образцов, паттернов, артефактов, происходящих из самых несходных эпох, культур, наций. Если продолжить аналогию с диапозитивами, каждый пласт социальности подобен слайду, картинка на котором постоянно коллажируется из разрозненных кусочков разных изображений. Изначально индифферентные друг другу, грубо вырванные из предыдущей социальной мозаики, эти фрагментации социальных сил и потенций, приходят в состояние активной реакции. Катализация этого взаимодействия обусловлена первичным импульсом, под воздействием которого происходит разрыв времени, скачок к новому в культуре и социуме.

Чем же может быть вызван такой разрыв, не предполагающий в общем то никакой транзитивной модели, не вызывающий периода "ничьего времени"? По нашему мнению к этому приводит кумулятивный эффект культуры, который приводит к тому что через определенный отрезок времени накапливается критическая масса социального фактажа, под воздействием которой эпистемальная структура актуального мира не выдерживает и прорывается. В результате происходит спонтанное сложение новой тектоники социального. Естественно что новая композиция во многом вначале кажется повторяющей старый порядок, ввиду того что многое из старого наполнения остается, будучи сцепленным с определенными человеческими группами и индивидами. Однако это наполнение, будучи не затребованным новым временем существует лишь как воспоминание, предыдущий слой палимпсеста, след ноги на пустынном берегу нового моря.

Единственный путь, которым паттерны прошлого приходят в последующие пласты культуры - насильственное вырывание их из собственной почвы и монтирование в соответствующую наново складываемую мозаику жизни. Перекодировка затрагивает все стороны человеческого бытования - бытования в мире, в индивидуальном срезе, в многообразии социального. По сути речь идет об определенном переформатировании окружающей среды, общественных связок, самого человека. Каждая из означенных сфер имеет собственный код в каждое время Х, однако все эти коды имеют общую основу, несут в себе доминантный код времени, определяющий его внутреннюю последовательность, логику развития и архитектонику смыслов.

Современный нам темпоральный слой, тот в котором мы живем, также имеет свои коды. Специфика в том, что глобализационные процессы и историко-археологические изыскания существенно расширили базис культурных кодов современности. Расширился, по сути, ассортимент смальты служащей материалом нашей мозаики. Путь, по которому пошло наше время, был ответом на вызов этого давления, и привел к созданию культурных транскодов. Под транскодом, в данном случае, мы понимаем способ сжатия, перестроения культурных кодов в более компактном виде. Каков механизм транскодировки? Нам представляется что такое сжатие происходит путем сокращения, выбрасывания присущих некоему паттерну деталей, лапидаризации того дискурса который образует его как элемент культуры.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Теория маргинальности в современной российской социологии
Сегодня происходит последовательное углубление на разных этапах этих процессов и тенденций. Оценки ученых — их современников вряд ли можно считать только лишь мрачными метафорами. Как отметил Н.И. Лапин, Россия переживает универсальный со ...

Особенности этнических стереотипов молодежи
Важную роль в межнациональных отношениях играют этнические стереотипы. Это разновидность социальных стереотипов, представляющая собой упрощенный и эмоционально окрашенный образ той или иной нации. Существующие стереотипы могут сыграть зна ...

Фаза пассионарного подъема.
Пассионарный подъем делится на скрытый и явный (или открытый) подъем. Скрытый подъем иногда у Гумилева в статьях называется "инкубационным периодом". Но в поздних работах Гумилев считал, что это одна фаза. Скрытым подъем называ ...