SociologyZone
подробно о социологии

Огюст Конт

Конт Огюст (Comte Auguste) (19 января 1798 – 5 сентября 1857, Франция, XIX в. - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма (рис. 1). Социология как высшая ступень венчала иерархию основных наук: математика — астрономия — физика — химия — биология. Социология призвана изучать законы наблюдаемых социальных явлений, как и любая другая наука, не прибегая к помощи трансцендентных начал. С точки зрения Конта, общественные явления образуют социальный организм и могут быть объяснены как звенья, включенные в его функционирование.

Рис. 1.1 - Огюст Конт

Конт в так называемом “законе трех стадий” (фетишизм, политеизм, монотеизм) исторического развития предложил тот подход к объяснению религии как социального явления, который был развит позже в социологии религии в качестве научной дисциплины. На первой стадии человек объясняет явления природы как порождение особых сил, сверхъестественных сущностей. Теологическая стадия — особый, отличный от двух последних строй мышления, “синтез”, гармонизация противоречивых устремлений, необходимая для того, чтобы социальная система не развалилась. Теологический синтез, последней исторической формой которого был христианский монотеизм, образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни на первой стадии ее развития. Для этой стадии характерны господство духовенства и военно-авторитарные режимы.

Теологический порядок вещей расшатывает социальный прогресс; с ростом интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. Вместе с падением веры начинается распад основывавшихся на ней социальных связей.

Сначала Конт полагал, что основу нового социального порядка сможет составить наука, позитивное знание, точнее, социология: новое общество будет промышленно развитым и мирным обществом. Позднее, разочаровавшись в возможности науки осуществить социальное переустройство, Конт пришел к идее о необходимости “второго теологического синтеза” и предложил своего рода теократическую утопию, основанную на культе человечества как единого “Великого существа”.


Другое по теме:

Характеристики социальной мобильности
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности . Под скоростьюмобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профес ...

Религиозные молодежные организации
Для рассмотрения я выбрала несколько молодежных организаций, разных по их направленности, для того, чтобы рассмотреть деятельность каждой из них. Первая организация, которую бы я хотела рассмотреть, Федерация Германской Католической Молод ...

Советская система как цивилизация
Цивилизационный анализ советского общества во многом за­темнен обстоятельствами генезиса его духовной основы — марк­сизма. Народившись в типично европейских условиях, марксист­ское учение неизменно рассматривалось его приверженцами как ко ...