Опросный метод как один из основных методов
исследованияСтраница 1
Опрос - основной прием получения информации как о субъективном мире людей, их предпочтениях, мотивах, ожиданиях, мнениях, так и социальной обусловленности этого мира.
Опрос позволяет без особых трудностей моделировать фактически все нужные исследователю социальные ситуации для того, чтобы выявить устойчивость или динамику предпочтений, мотивов и других субъективных состояний больших групп людей.
Именно в том, что опрос дает возможность объективировать на уровне исследовательских моделей субъективные состояния больших групп людей, и состоит основное отличие социологического исследования от психологического и даже социально-психологического взгляда.
Действительно, если психолога занимает, прежде всего, субъективный мир отдельного человека, индивида, а социального психолога - состояние членов преимущественно малых или референтных групп, то социолог обращает свое внимание на массовые тенденции, которые проявляются на уровне крупных общностей, таких как народ, класс, электорат.
В чем состоит предпочтительность опросного метода по сравнению с другими социологическими методами?
Если судить о мотивах деятельности или ценностных ориентациях какой-то группы людей по ее реальному поведению, исследователь должен иметь возможность наблюдать это поведение в естественных условиях, причем в достаточно длительный период, иначе выводы будут ненадежны. Однако полевая работа, или включенное наблюдение, встречается с многочисленными трудностями, которые не так легко преодолеть.
Обращаясь к документам, особенно официальным, мы имеем дело с "голыми" идеологически выверенными фактами, за которыми теряются оценки, отношения людей, их мировосприятие.
Даже биографии, несмотря на явное преимущество по сравнению с материалами официального характера, имеют все тот же недостаток - авторы личных документов склонны "отсеивать" то, что кажется им второстепенным, несущественным или, с их точки зрения, искажающим смысл и направленность жизненного пути. Но как раз это второстепенное и может представлять основной интерес для описания той или иной проблемной ситуации. Подобного недостатка лишены все опросные методики, так как здесь уже сам исследователь решает, что является основным, а что второстепенным для проверки гипотезы и реализации задач исследования.
Опрос обнаруживает внутренние побуждения людей, при соблюдении некоторых общих правил позволяя получить вполне надежную информацию практически о чем угодно.
Метод опроса - самый распространенный из всех социологических методов, имеющий самую богатую и давнюю историю. Кроме того, именно опрос репрезентирует образ социологии, в глазах непосвященных, представляя собой своего рода "визитную карточку" науки. Действительно, у среднего человека понятие "социология" вызывает устойчивую ассоциацию с "анкетным опросом", с которым большинство горожан в современном обществе хоть раз в жизни сталкивались в качестве так называемых респондентов.
Утверждение, что почти невозможно дать строгое в научном смысле определение того, что такое опрос, на первый взгляд кажется нелепостью. Но это не совсем так: во-первых, можно легко убедиться, что любой известный социолог дает различное определение сути этого популярного метода, во-вторых, представления о том, каким должен быть хороший социологический опрос, в течение одного лишь XX в. менялись неоднократно. Именно поэтому попытка свести определение опроса к конкретной технике сбора информации, набору обязательных элементов программы, типу анализа данных или характеру использования полученных фактов непременно вызовет немалые трудности.
Причем эти трудности настолько существенны, что В.Л. Миллер - известный специалист в этой области, в монографии, посвященной анализу истории и перспектив опросного метода, предложил говорить о некоем "базовом типе" опроса, по отношению к которому можно было бы упорядочить все многообразие реальных исследовательских методик[1].
Другое по теме:
Уровень жизни: сущность и факторы
Уровень жизни как комплексная социально-экономическая категория отражает степень развития и уровень удовлетворения разнообразных материальных, духовных и социальных потребностей человека, живущего в обществе. Он складывается из многих ком ...
Образование приемной семьи
В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так в начале 19 века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более 20 тыс. детей, лишившихся родительског ...
Закон неравномерности
Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.
Динамика статусного портрета общества связана с динамикой соц ...