Профессиональная мобильность инженеров
Рассматривая профессиональную мобильность инженера, следует отметить, что подразумевается не только особенности его нервной системы и ее свойств, способствовавших эффективной деятельности, но и мобильность в эмоционально-волевой сфере. Особое значение отводится эмоциональной мобильности, которая накладывает отпечаток на стиль профессиональной деятельности опытных инженеров, диктует, определенную стратегию обучения и последующего профессионального роста.
Чувствительность к эмоциональным раздражителям, нарушения психических механизмов регуляции поведения - все это могло бы служить основанием для прогнозирования низкой надежности деятельности инженеров в нестандартных ситуациях.
Инженер с эмоциональной мобильностью всегда находится в некотором напряжении. Он хорошо осознает, что устойчивость параметров, устойчивость работы всего оборудования в течение длительного периода достаточно иллюзорна и всегда надо, быть готовым к возможным нарушениям в функционировании оборудования.
Поэтому он не дожидается пассивно очередного сбоя, активно контролирует все изменения в параметрах, что дает возможность на самых ранних этапах выделить и проанализировать нехарактерные для нормального режима изменения, выявить их причину и определить дальнейшую динамику, а также сформулировать план своих действий. Тем самым возрастает оперативное время принятия решения. Такая стратегия не только уберегает специалистов (особенно инженеров на производственных объектах) от непредвиденных, внезапных (и уже потому стрессовых) ситуаций, что нередко снижает надежность и эффективность действий инженера, особенно например, в первые секунды аварии, но и позволяет им ликвидировать нарушение на самых ранних этапах, не допуская серьезных последствий.
Эмоциональная мобильность накладывает свой отпечаток и на процесс обучения. Во время обучения, если повышена эмоциональная мобильность, то специалисты - инженера могут показать прекрасные результаты по теоретической подготовке, но при наличии большого количества параметров, снижается сосредоточенность и способность отслеживания происходящих изменений, что недопустимо в деятельности инженера. Следовательно, говоря о профессиональной мобильности инженера, отмечаем проявление концентрации внимания, высокий уровень проявления оперативной памяти, хорошее восприятие, техническое мышление, что и находит свое отражение в эффективных действиях в процессе производства, внедрения технологий, изменений.
Отечественные исследования профессионализации убедительно доказали, что профессиональная деятельность, в которую активно включен человек, формирует у специалиста требуемые психические механизмы, орудия, средства, надежно компенсирующие его слабые стороны и развивающие сильные (в рамках конкретной деятельности). Для профессиональной мобильности инженеров можно выделить следующие механизмы: чувствительность к отклонениям, постоянная собранность, готовность к ликвидации нарушений, высокие самоконтроль и критичность, глубокое понимание технологических процессов и знание объектов управления.
Другое по теме:
Становление и развитие классической западноевропейской социологии
Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивно ...
Общая характеристика юности
Понятие «тинэйджеры» (от англ. суффикса teen – общего для всех числительных от 13 до 19 и aigе – возраст) включает в себя и подростков 13–15 лет, и молодых людей в возрасте от 15 до 19 (реально – до 21–22). Однако разница между этими возр ...
Кадровая политика в отношении лиц пожилого возраста
Согласно данным различных социологических исследований, проводимых в последнее время, население России будет продолжать стареть, причём нарастающими темпами. По прогнозам многих отечественных демографов и экономистов, первые симптомы ухуд ...