Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетовСтраница 2
Отмечена дифференциация и в установках студентов. Часть студентов считает, что ценность любого образования заключена в способности дать универсальные знания; другая попросту не умеет находить работу, а значит, не уделяет этой теме достаточного внимания. В институтах основам трудоустройства не учат, и студенты воспринимают получаемые знания как нечто избыточное, бесперспективное: все равно приходится учиться уже по ходу дела.
С точки зрения Р.В. Рывкиной, большинство студентов считают специальность, на которой они обучаются, бесперспективной уже с первого курса, они ценят в получаемом ими образовании только те знания, которые можно применить вне социологической области.
Студенты и выпускники социологических факультетов г. Москвы чаще всего устраиваются непосредственно на работу по специальности, используя информацию из неформальных источников (в первую очередь, личные профессиональные связи). Чаще всего социологи идут работать в организации, чьими направлениями деятельности являются маркетинг и реклама.
Результаты исследования показали, что около трети ответивших идут в маркетинг и рекламу; незначительное меньшинство занято в организациях, специализирующихся на проведении социологических исследований; многие пошли в науку и образование; политическая и государственная деятельность привлекает всего 3% респондентов; каждый седьмой социолог имеет опыт работы в компаниях, связанных с торговлей, производством и т.д.
Исследование в вузах Москвы показало, что устраивающиеся по блату на старте занимают более высокие должности, чем трудоустраивающиеся самостоятельно. Однако позже карьерный рост первых приостанавливается, а вторых ускоряется. Выяснилось, что работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта работы. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы. Эмпирические данные свидетельствуют, что 45% респондентов трудоустроенных попали на работу потому, что «работодатели вышли на них сами», а 55% трудоустраивались самостоятельно. Для них наиболее эффективными способами являются поиск рабочего места через коллег, однокурсников и через друзей.
Бoльшая часть представлений молодых социологов о рынке труда расходится с реальным положением на рынке. Основной пункт рассогласования ожиданий с реальностью связан с недооценкой социологами важности неформальных связей, и особенно профессиональных контактов, для устройства на работу и карьерного роста. Ожидания молодых социологов соответствуют реальности в том, что касается приоритетности для работодателя практических навыков перед социологической квалификацией.
Достаточных знаний о рынке труда и возможностях будущего трудоустройства студенты не получают ни в вузе (хотя опрос проводился среди студентов самых престижных вузов России), ни из специализированных информационных источников.
Вероятно, одну из проблем могла бы решить деятельность по профориентации среди молодёжи: предоставляя знания о том, куда, кем, как и на каких условиях можно устроиться, она помогла бы выбирать эффективную стратегию. Ясно, что такая деятельность должна принимать современные формы и не сводиться к организации встреч между социологами и работодателями.
Надо помнить, что главное сегодня – информация. Тем не менее, все те, кто заинтересован в том, чтобы получившие образование по социологии находили работу, а их работодатели получали качественных специалистов, могут озадачить себя тем, как расширить сектор формального конкурентного взаимодействия между соискателями и работодателями. Представляется, что на сегодняшний день чрезмерно большая часть рынка (по объективным причинам) ушла в сферу конкуренции связей, а не конкуренции специалистов. И хотя в основном проблемы с трудоустройством всё же решаются, это может привести к возникновению препятствий в развитии специалистов-социологов.
Между тем государственные посредники должны заботиться о равных возможностях для всех категорий, а частные агентства вполне могут найти свой денежный интерес в деятельности в этом секторе. По всей видимости, их отворачивает низкая стоимость молодых социологов на рынке – а соответственно, и низкая доходность от таких сделок. Однако, как показывает данное исследование, вполне возможно, что на обочине остаются квалифицированные молодые специалисты, которые могли бы принести пользу работодателям (а соответственно, и агентствам, их устраивающим) и способны на быстрый профессиональный рост. В то же время они легко доступны для рекрутинга, в отличие от уже работающих менеджеров с именем, привлечение которых всегда стоит агентству больших усилий и не всегда оправданно. Институциональным посредникам стоит попытаться реорганизовать, реформировать эту сферу услуг так, чтобы и молодые кадры не гнушались своими правами обращения к данным институциона- лизированным формальным практикам.
Другое по теме:
Изучение особенностей
социализации воспитанников детского дома. Методы и организация
исследования
Для практического изучения проблем социализации детей в детском доме нами было организовано и проведено исследование. В исследовании приняли участие 30 подростков - воспитанников детского дома. Эксперимент проходил на базе Детского дома № ...
Насилие в семье над женщиной
В настоящее время в России, как и во всем мире, одной из наиболее распространенных и социально опасных форм агрессии является насилие в семье, поскольку около 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершаются именно в семье. Чаще ...
Искренность
Искренность – это еще один важный аспект профессиональных отношений. Настоящий профессионал искренне желает помочь другому человеку и заботится о нем. Подделать профессиональный интерес почти невозможно. Искренность напрямую связана с заи ...