Методика измерения этнических стереотиповСтраница 1
Этнический фактор становится основой формирования конфликтности в современном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особенно такой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей.
Актуальность исследования толерантности, формирования этнических стереотипов определяется сложностью этносоциальных процессов, протекающих в российском обществе. Согласно данным социологических опросов, с середины 90-х годов в России, наблюдался всплеск убийств на национальной почве.
Результаты многочисленных исследований показывают, что установки преломляются через сложную совокупность факторов трех уровней (общества, группы и личности), выступающих в качестве «буфера» между содержанием сознания и поведением. Для выявления проблемы происхождения и формирования стереотипов необходимо выявить, являются ли стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека или вызваны иными причинами.
С течением времени этнические стереотипы имеют тенденцию изменяться, особенно сильная трансформация происходит при различного рода кризисах в стране, будь то, социальный, политический, экономический кризис. Также фактором, активирующим трансформацию этнических стереотипов, может выступать межнациональная напряженность в обществе, а отрицательные стереотипы, могут проявляться в крайних формах, таких как, ксенофобии и межнациональной вражда, что вызывает серьезные социальными потрясениями.
В связи со всем вышесказанным, можно утверждать, что необходимо проводить мониторинговые исследования изменений происходящих в этических стереотипах наблюдать за их трансформациями и предпринимать определенные меры по сглаживанию межнациональной напряженности.
Этнические стереотипы возникают из-за отсутствия информации, в связи с тем, что они упрощают суждения и служат универсальными шаблонами, с помощью которых, можно создать собственное видение определенного объекта. Поэтому принципиально важно при изучении стереотипов, определить факторы, влияющие на их формирование и причины их трансформации.
Можно определить три фактора детерминирующих стереотипное мышление:
· социальная реальность, воздействующая на людей и фиксируемая ими культура людей, живущих в этой реальности
· массовые информационные и коммуникационные процессы, отражающие эту реальность и культивирующие ее образы в сознании людей.
Чтобы уменьшить негативное влияние этнических стереотипов, необходимо информировать население о происходящих процессах. Важно выявить основные точки напряженности и причины этих стереотипов и способы их нейтрализации.
Одним из таких способов выяснения причин трансформации этнических стереотипов, факторов влияющих на их формирование и уменьшение подверженности респондентов к стереотипному мышлению путем повышения их информированности, может служить, методика обогащенного общественного мнения.
Помимо традиционных опросов для изучения этнических стереотипов возможно применение опроса с помощью методики обогащенного общественного мнения, поможет определиться с тематикой, по которой необходимо информировать население, какие аспект проблемы нужно отразить в первую очередь, какие стереотипы существуют и причины их появления и многое другое. Тем самым подобные исследования помогут снизить межнациональную напряженность.
Этапы проведения данной методики:
1. Подготовка и проведение базового опроса общественного мнения по традиционной схеме, где изучается сырое, необогащенное общественное мнение.
Другое по теме:
Понятие и сущность индекса человеческого потенциала
Индекс развития человеческого потенциала (HDI) является одним из самых авторитетных рейтингов среди множества мировых рейтингов, он публикуется с 1990 года в независимом докладе о развитии человеческого потенциала (HDR), который составляе ...
Теоретические проблемы социальной реабилитации военнослужащих-инвалидов
Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемос ...
Значимость исследования
Как уже было сказано бизнес в сети растет бурными темпами. Различные фирмы предлагают все возможные товары своей деятельности. В этой инфраструктуре можно приобрести практически все: электро и фото аппаратуру, товары для детей, подарки, с ...