Опрос как метод сбора первичной информацииСтраница 1
Опрос является одним из самых распространенных методов исследования. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня знаний, отношений к продукту и т.д. Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов. Для сбора данных разрабатываются анкеты. Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя (9).
Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал:
- описание;
- порядок;
- расстояние;
- наличие начальной точки.
Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.
Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше чем», «меньше чем», «равен»). Расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.
Начальная точка – шкала, имеющая единственное начало или нулевую точку (6). Выделяют четыре уровня изменения, определяющих тип шкалы измерений:
- наименований;
- порядка;
- интервальный;
- отношений.
Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.
Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы.
Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования). Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественные сравнения полученных результатов. Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать. Оценка измеряемого признака производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел. Графическая шкала разделена на разные части и снабжена словесными или числовыми обозначениями, для оценки измеряемого качества. Респондента просят сделать отметку на шкале соответствий с его оценкой данного качества. Ранжирование – производится оценивание по измеряемому качеству совокупностей объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака (1). Главным инструментом реализации метода опроса является анкета.
Другое по теме:
Социально-значимые акции как технология
формирования имиджа компании, на примере ОАО "Томское пиво". Социальная политика ОАО "Томское
пиво"
Результатом динамичного развития бизнеса, получения стабильных доходов ОАО "Томское пиво стало повышение ответственности руководства перед коллективом и проведение эффективной социальной политики и нашло отражение в Миссии: "Пов ...
Социологический анализ проблемы формирования толерантности
На основе трудов Асмолова А.Г, Дробижевой Л.М., Керимова К.С. и других, был сделан вывод, что дихотомия «толерантность – интолерантность» существует во всех обществах и во всех культурах, но с разной степенью выраженности по отношению к р ...
Приложения
Приложение 1
1.Численность безработных в Республике Бурятия. (на конец месяца)
октябрь 1998
2003
2004
2005
2006
Общая численность безработных, тыс.человек
95
79,1
67,9
63,6
60,6
Из них: студенты ...