SociologyZone
подробно о социологии

Инновационные методы в преподавании социологии
Страница 1

Материалы и статьи » Формирование личности в процессе преподавания социологии » Инновационные методы в преподавании социологии

В мировой образовательной практике в основном применяются два базовых модуля преподавания социологии: академический (нередко его называют абстрактно-теоретическим) и социально-прикладной. По мнению ряда ученых именно последний, как наиболее отвечающий запросам резко изменившегося рынка труда, профессий и занятости, в настоящее время наиболее перспективен в учебно-педагогической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

Охарактеризуем основные особенности социально-прикладного характера методики преподавания социологии. Первая из них - отказ от традиционной формы занятий и перевод их в интерактивный режим. Это означает, что, завершив изучение курса социологии, каждый студент публично защищает в группе разработанную им в течение семестра «Программу социологического исследования».

Вторая особенность методики - отказ от «классической» схемы проведения семинара, когда основная цель сводится лишь к закреплению знаний, полученных на лекциях. Принята другая модель - с акцентом на развитие у студентов навыков самостоятельного анализа научных статей, раскрывающих социальную сущность проблем, и вопросов, рассмотренных на лекциях.

Третья особенность - тесная связь научных работ студентов с учебным процессом по курсу социологии.

Четвертая особенность - использование социологических исследований при подготовке дипломных работ по специальности.

Пятая особенность - лонгированная (в течение двух-трех лет) индивидуальная работа со студентами: с начала знакомства с курсом социологии до написания дипломной работы и даже подготовки к поступлению в аспирантуру.

Шестая особенность - контроль эффективности преподавания, действенности применяемых технологий.

В течение семестра студенты, изучая теоретический курс социологии, одновременно участвуют в практических занятиях, где под руководством преподавателей овладевают навыками социологического анализа. Поэтому в лекционном курсе рассматриваются не только теоретические проблемы социологии, но также раскрывается ее прикладной аспект. Именно с этих позиций анализируются социальная структура и стратификация общества, власть как социальное явление, социальный механизм развития экономики. При этом подчеркивается необходимость учета междисциплинарного характера социологического знания.

Будущее образования неразрывно связано с современными информационными технологиями. Информатизация позволяет накопить и сделать доступными преподавателям и учащимся огромные объемы знаний, обеспечить наглядность и доступность учебного материала; осуществить работу учащегося вне зависимости от его удаления от учебного заведения; наконец, обеспечить индивидуальное направление программам обучения для каждого отдельно взятого студента. Именно поэтому становится реальной столь важная для дальнейшего процесса совершенствования сфер и уровней образования в стране технология дистанционного обучения.

В качестве форм контроля в дистанционном образовании используются специальные экзамены, собеседования, практические, курсовые работы, интеллектуальные тестирующие системы и т.п. Следует особо отметить, что решение проблемы контроля качества образования, его соответствия образовательным стандартам имеет особое значение для успеха системы дистанционного образования. Именно поэтому для осуществления контроля должна быть создана единая государственная система тестирования с учетом региональных и национальных особенностей.

Дистанционное образование, демонстрируя положительные моменты, связано с рядом трудностей, препятствующих его широкому распространению. Одной из них является высокая стоимость средств обучения и средств связи, требующихся для процесса обучения. Не каждое высшее учебное заведение может приобрести такие средства. Весьма актуальным является и осознание важности компьютерного и сетевого образования со стороны преподавателей высшей школы. Не все они психологически готовы к этому.

Дистанционная технология образования включает в себя учебные видеофильмы, спутниковые телелекции, аудиокурсы, обучающие компьютерные программы, обучение в среде Интернет, электронное тестирование, информатизацию административных процессов, в том числе автоматизированное ведение электронных учебных досье студентов и др. Здесь необходим мощный центр в виде НИИ компьютерного обучения, оснащенный современным оборудованием и имеющий структурные подразделения по основным функциям: разработка сценариев обучающих компьютерных программ (ОКП); исследований в области применения последних достижений информационных технологий в учебном процессе; программирования и массового производства ОКП.

Дистанционная образовательная технология основана на индивидуальном подходе - обучающийся усваивает знания и умения через множество индивидуальных форм работы - от персональных видеолекций, самостоятельного изучения учебных тем по специально разработанным учебным пособиям, их углубления с помощью обучающих компьютерных программ с обратной связью до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр, дискуссий и пр.).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Механизм «восхождения»
Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление дости ...

Общие принципы социальной мобильности. Пять теорем Сорокина
Первая теорема: вряд ли существовало общество, слои которого были бы абсолютно раскрыты или в которых вертикальная мобильность отсутствовала в трёх своих ипостасях - экономической, профессиональной, политической. В качестве примера общес ...

Немецкая молодёжь в Европе (DJO)
DJO – Немецкая молодёжь в Европе была основана в 1951 году как Немецкая молодёжь востока (DJO) в Федеративной республике Германии от и для детей и молодёжи из бывших немецких восточных областей и поселений, которые после бегства и изгнани ...