SociologyZone
подробно о социологии

Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма
Страница 3

Материалы и статьи » Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб » Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма

Близким нашему пониманию данного феномена является определение, авторы которого считают альтруистическим поведение, когда «помогают другим, не рассчитывая получить за это какое-либо вознаграждение».

Е.Е. Носиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявлять альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого но является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включен.

Под альтруизмом в философской и этической литературе понимается принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В данном определении отчетливо выделяется две части. Первая выражает суть альтруизма (бескорыстная помощь другому), а вот вторая требует некоторого уточнения.

Было бы точнее акцентировать внимание в определении альтруизма не на моменте жертвенности, а на моменте отсутствия практической пользы или вознаграждения для действующего субъекта. Во-первых, для подлинно альтруистического поведения не всегда характерна жертвенность во имя другого человека. Альтруистическое поведение, как правило, характеризуется тем, что субъект переживает свое деяние как продиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам. Во-вторых, поведение, требующее от субъекта явно наблюдаемый извне и ярко выраженной жертвенности ради нужд другого, осуществляется сравнительно редко, поведение же, не совпадающее с личными нуждами человека, не сулящее ему никакого вознаграждения, реализуется достаточно часто.

Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые являются взаимодополняемыми. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.

Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействия на субъекта общественным моральных норм. Главным образом они определены для человека в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.

Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде ожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций и установок.

Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, принятых как переработанные социальные, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполне соответствует традиционному представлению об установке как о готовности действовать определенным образом.

Каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность. Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем – через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности – значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл – это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающейся в его (субъекта) отношении к осознаваемым явлениям.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Аналитическая группировка
Явления общественной жизни и отражающие их признаки тесно взаимосвязаны между собой. Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями называется аналитической группировкой . Всю совокупность признаков можно разделить на две ...

Место социологии в системе общественных наук
Социология как наука граничит со многими науками: Социология и философия. Философия по отношению к социологии является обобщенной наукой и методологической, социология более конкретная, более узкая, более приземленная. Философия изучает ...

Исторические типы стратификации
В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низш ...