Мониторинг экономики образования как метод наблюдения в социологическом
исследовании. Цели, задачи, реализация мониторинга
экономики образованияСтраница 2
Помимо ГУ-ВШЭ, в мониторинговых исследованиях участвуют Фонд «Общественное мнение», Федеральная служба государственной статистики и Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации, Аналитический центр Юрия Левады (новый независимый центр изучения общественного мнения, созданный сотрудниками ВЦИОМа), Санкт-Петербургский, Пермский, Красноярский государственные университеты, Ассоциация негосударственных вузов, Совет директоров учреждений среднего профессионального образования, региональные социологические центры во всех пилотных регионах и большая группа экспертов-аналитиков других научно-исследовательских организаций. Все это не только существенно повышает статус мониторинга, но и обеспечивает получение высококачественных результатов, расширяет возможности исследований, позволяя задействовать интеллектуальные ресурсы и информационные заделы организаций и экспертов в аналитических целях.
В мониторинге представлены практически все уровни образования: от дошкольного до высшего профессионального. На первом этапе (в 2002 г.) наблюдением были охвачены только основные уровни образования - общее и профессиональное (начальное, среднее, высшее). В 2003 г. институциональный охват мониторинга расширился. В его сферу попали также детские дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования детей и взрослых. В 2004 г. предполагается изучение образовательной деятельности предприятий. Таким образом, в мониторинге получает свое отражение концепция непрерывного образования.
Сбор данных осуществлялся по России в целом, а также по некоторым субъектам Федерации, которые были выбраны на данной стадии в качестве пилотных регионов и которые различаются по своему географическому положению, социально-экономической ситуации, показателям уровня жизни и другим характеристикам. В 2002 г. наблюдения проводились только в двух пилотных регионах - Пермской и Ярославской областях; на следующем этапе их число пополнили Москва и Красноярский край, планируется расширение мониторинга на Краснодарский край и Республику Марий Эл. Любые другие регионы также приглашаются к участию в мониторинге, если смогут самостоятельно изыскать средства на проведение соответствующих работ. При этом они будут обеспечены интеллектуальной, методологической и организационной поддержкой центра всеми необходимыми материалами.
Институциональный и региональный охват формируемой системы мониторинга экономики образования представлен на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Структура мониторинга экономики образования [31, с.42]
Уже в ближайшие годы предполагается обеспечить более полный региональный охват и на этой основе сформировать устойчивую систему национального мониторинга экономики образования, содержащую мощный региональный компонент.
Мониторинг экономики образования уникален не только с точки зрения своеобразия предметного подхода, институционального и регионального охвата. Уникальна его методология.
Создание системы мониторинга экономики образования предусматривает решение сложных методологических проблем. Разрабатываются целевые индикаторы и базовые показатели экономики образования. Осуществляется организация серии опросов семей, статистических и социологических образовательных обследований в образовательных учреждениях на национальном и региональном уровнях.
Структура мониторинга экономики образования сегодня включает два основных блока (рис. 1.3).
Рис.1.3. Методологическая структура мониторинга экономики образования [31, с.42]
Как видно из рисунка 1.3, социологический блок представлен целым комплексом исследований. Особо следует подчеркнуть необходимость и обоснованность включения в мониторинг субъективных оценок, которые важны, по меньшей мере, с двух точек зрения. Во-первых, они позволяют охарактеризовать мотивации и поведение семей в сфере образования, а также реальный платежеспособный спрос населения на образовательные услуги. Во-вторых, они дают представление о движении теневых денежных средств в сфере образования. Это важно, поскольку хорошо известно, что в целом ряде секторов российской экономики, в том числе в образовании, доля теневой составляющей, не улавливаемой ни официальной статистикой, ни системой финансовой отчетности, уже сопоставима, а порой, и превосходит фиксируемую составляющую.
Первое направление - репрезентативные опросы семей с детьми в возрасте от 4 до 20 лет (более 9 тыс. человек). В 2003 г. они проводились в пилотных регионах - Москве, Красноярском крае, Пермской и Ярославской областях, а также в семьях студентов-первокурсников престижных московских вузов (более 7 тыс. человек). Второе направление - опрос руководителей более чем 1300 государственных и негосударственных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ориентированный на выявление их образовательных и экономических стратегий. Третье направление - масштабные социологические исследования в образовательных учреждениях пилотных регионов. Это опросы учащихся, их родителей и преподавателей (в 2003 г. опрошено свыше 17 тыс. респондентов). Их цель состоит в том, чтобы более точно описать ситуацию на региональных рынках образовательных услуг. Социологический блок мониторинговых исследований в 2004 г. включает также изучение участия предприятий в образовании и подготовке кадров.
Другое по теме:
Современная история
Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художственного самовыражения по всему миру. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культур ...
Функции социальных институтов
Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать “явные” и “скрытые (латентные)” функции социальных институтов.
Явные функции социальных институтов носят пред ...
Отчёт 2007
Отчёт, опубликованный Рейтер, 26 ноября 2007 года показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран Африки. Как и ранее, главные причины, тормозящие рост ИРЧП — плохое образование, высокая смертность, низкий ...