Научно-технический и культурный прогресс в XIX - начале XX в.Страница 1
Одной из основ эволюции общества является научно-технический прогресс - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Эти две сферы человеческой культуры начали сближаться в XVI-XVIII вв., когда производство, нужды торговли и мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Новый этап научно-технического прогресса связан с развитием машинного производства, начавшегося после промышленного переворота в Англии в конце XVIII столетия. Для науки и техники XIX в. уже характерно взаимное стимулирование ускоряющихся темпов друг друга. В непосредственной связи с запросами материального производства становились и решались новые сложные теоретические проблемы. Успехи индустрии, приборостроения вооружали различные отрасли науки средствами для проведения экспериментальных исследований.
В области физико-математических наук в течение XIX в. определились три основных направления: исследование строения вещества, изучение проблемы энергии, создание новой физической картины мира.
Физика особенно ярко продемонстрировала относительность классической науки. До середины прошлого столетия господствующим в физических науках было механистическое мировоззрение, согласно которому весь материальный мир можно описать как взаимодействие движения тел с определенной неизменной массой.
В первой половине XIX в. были достигнуты успехи в изучении энергетических процессов. Р. Майер , Дж. Джоуль и Г. Гельмгольц сформулировали закон сохранения и превращения энергии. Это открытие вызвало стремление свести все физические процессы к энергетическим, так называемому энергетизму.
Похожесть взаимодействия между полюсами магнита и электрическими зарядами заставила физиков искать связь между электричеством и магнетизмом. В 1820 г. датский физик X. Эрстед установил отклонение стрелки компаса под влиянием электрического тока. Англичанин М. Фарадей установил в 1831 г., что электрический ток возникает в проводнике под влиянием магнита. Им была открыта электромагнитная индукция - основа будущей электротехники. Он вплотную подошел к теории электромагнитного поля, которая была сформулирована его соотечественником Дж. Максвеллом . Так были созданы предпосылки для формирования электромагнитной картины мира.
В 1891 г. Дж. Стоней для обозначения атома электричества вводит понятие «электрон». В 1895 г. В. Рентген открыл X - лучи. В этом же году Г. Лоренц разрабатывает электронную теорию вещества. Дж. Томсон в 1897 г. обнаруживает поток электронов в электрическом разряде в газах. Занимаясь исследованием действия солей урана на фотопластину супруги М. и П. Кюри обнаружили три вида радиоактивных лучей: потоки ядер гелия, электронов и электромагнитных волн. Создавалась картина сложного строения атома. Появляются его первые модели.
В 1900 г. немецкий физик М. Планк пришел к выводу, что излучение не является непрерывным потоком энергии, а слагается из отдельных порций, «квантов» энергии. Это противоречило классическим представлениям о непрерывном характере излучения. Квантовые представления нашли применение в атомистике. В 1913 г. датский физик Нильс Бор соединил теорию строения атома и излучаемой им энергии с квантовыми постулатами. При переходе электрона на другую орбиту изменяется структура атома и излучается определенная порция (квант) энергии. Так родилась квантовая механика.
Однако создать общую физическую картину мира не удавалось. Появление ее связано с именем немецкого физика А. Эйнштейна , который в 1905 г. Доказал, что принципы механики Ньютона применимы лишь для описания медленных, по сравнению со скоростью света, событий. Он сделал смелое и на первый взгляд парадоксальное резюме о свойствах пространства, времени и движения. Если классическая физика рассматривала время как абсолютную сущность, независящую от материальных процессов, то Эйнштейн пришел к выводу, что течение времени меняется от скорости движения данной системы. Свойства пространства и времени зависят от движения материальных объектов.
В 1907-1908 гг. специальную теорию относительности изложил в новой математической форме немецкий ученый Г. Минковский, который предложил рассматривать мир в четырехмерном измерении, где четвертой координатой является время -»пространственно-временной континиум».
Другое по теме:
Метод социометрии
Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения ...
Возникновение классов. Классы
«
Промышленная революция 18-19 веков разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс в собственном смысле слова, а не в расширенном – главный элемент социальный стратификации капитализма. Понятие « ...
Личность
Вопросы для изучения:
Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.
Социализация личности.
Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.
Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать ...