ЗаключениеСтраница 2
С процессом формирования нового политического мышления в нашей стране связано второе рождение идеи деидеологизации. Идеологию обвинили в догматичности, утопичности, субъективности, духовном контроле над массами, поэтому стал вопрос о деидеологизации общественной жизни. Многие российские политики и ученые выступали против идеологии: Д.С.Лихачев – что государство должно быть свободно от идеологических функций, не связано с идеологией; И.Б.Чубайс – что “крах”, разрушение до самого основания “одного из столпов государства – идеологии” составляет суть изменений, произошедших в нашей стране; Б.Н.Ельцин – что теперь, когда с коммунизмом покончено, мы строим деидеологизированную политику, экономику, спорт, и в этом отношении у нас никаких барьеров нет.
Однако поразивший общество глубокий социокультурный кризис заставил российских политиков пересмотреть свое отношение к вопросу о формировании идеологии. При Б.Н.Ельцине был создан научный институт по разработке данной проблемы. Ее активное обсуждение продолжается и сегодня на уровне различных государственных служб и в научной среде.
Здесь возникает новый вопрос – об источнике формирования российской идеологии. Многие исследователи убеждены, что базовые ценности общества не могут быть искусственно выработаны профессиональными идеологами или механически заимствованы из иноцивилизационного опыта, они – следствие исторического и социокультурного развития данного государства и его народа. [6]
Какой можно предложить вариант успешного решения проблемы - проблемы создания новой идеологии России?
Кремлевские идеологи повторяют прежнюю ошибку капиталистических и социалистических идеологов. Ее суть в том, что предметом их теоретических обоснований были социально-экономические условия распределения и потребления в обществе. Поэтому капиталистическая и социалистическая идеологии являлись обоснованием господствующего вида собственности на средства производства: частной или общественной. Отсюда и приоритет соответствующих нравственных ценностей.
При создании новой идеологии Отечества следует избежать подобной концептуальной погрешности. Для этого надо, чтобы исходным постулатом создания новой идеологии России была ориентация не на характер собственности в обществе, а на разработку парадигмы цивилизованного образа жизни россиян, в которой утверждается ценностное отношение к жизни каждого человека, а государство и бизнес способствуют созданию соответствующих этой парадигме социально-экономических и культурных условий.
Возведение этого постулата в статус базовой идеологической ценности потребует системное обращение к тем духовным и материальным ценностям, которые наиболее полезны для решения проблемы – проблемы создания цивилизованного образа жизни россиян.
И это следует признать высшей гуманистической целью жизнеустройства наших людей. В обосновании этой цели и проектировании технологий ее реального воплощения мы, россияне, должны стать «впереди планеты всей». Такова наша историческая миссия.
В ее успешном исполнении нам поможет и прошлый опыт социалистического строительства, и осмысление итогов скоротечного освоения рыночной экономики современного капитализма.
Вне всякого сомнения, такой методологический подход гарантирует внепартийность
новой идеологии, убедительность ее для всех здравомыслящих людей и самое главное: соблюдение его позволяет объективно определять стратегию развития нашей экономики и совершенствование государственного устройства.
Учитывая реалии и заглядывая в будущее, можно утверждать, что всем ветвям власти будет полезно четко представить: какие социально-экономические и духовные устои приоритетны для утверждения цивилизованного образа жизни россиян.
В качестве таковых можно обозначить:
· сохранение и развитие российских нравственных ценностей и устоев
· сохранение и развитие российской государственности
· сохранение и развитие национальных достоинств российского менталитета
· сохранение и развитие российских форм социального общения
Другое по теме:
Приемная семья. Причины, побуждающие
людей к усыновлению
Усыновление – это, несомненно, очень ответственный шаг, для людей, решившихся на него. И прежде, чем его сделать необходимо все тщательно обдумать.
Так почему же все-таки люди становятся приемными родителями? Какие мотивы ими движут?
Су ...
Возникновение классов. Классы
«
Промышленная революция 18-19 веков разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс в собственном смысле слова, а не в расширенном – главный элемент социальный стратификации капитализма. Понятие « ...
Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма
Проблемы ценностной ориентации личности в отечественной психологии освещены в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзэ. Несмотря на разнообразие школ и направлений, в отечественной п ...