SociologyZone
подробно о социологии

Объекты социальной защиты детства
Страница 3

Материалы и статьи » Объекты социальной защиты детства » Объекты социальной защиты детства

К категории детей-правонарушителей относятся дети, т. е. лица до достижения 18-летнего возраста, совершившие уголовно наказуемые деяния. Однако к уголовной ответственности в судебном порядке привлекаются только те несовершеннолетние, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет. Если же ребенок, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, его судьбу решает комиссия по делам несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 40 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. Однако практика работы специальных учреждений для детей-правонарушителей на протяжении многих десятилетий показывает, что применявшиеся в них традиционно методы наказания и перевоспитания в большинстве случаев не дают эффективных результатов по социальной реабилитации и реинтеграции этих детей в общество.

Таким образом, эти три категории детей характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и т.д.), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а также специальные учреждения для таких детей. Что же касается последней выделенной нами категории - дети группы риска, к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д., то эта категория является «неофициальной». Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Под понятием «дети группы риска» подразумеваются следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Предпосылки возникновения социологии
Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или короткой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности ...

Социальное неравенство
Вопросы для изучения: Социальная стратификация. Теории социальной стратификации. Социальная мобильность. ...

Региональная политика в сфере занятости
Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости. На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются: - перевод высвобождаемых ...