Социальные изменения и религия. Концептуально-методологическая схема
анализаСтраница 2
Социальная концепция Парсонса опирается на общую теорию систем. По уровню организации выделяются следующие типы систем:
1) живая (включает физико-химическую, органическую, телическую и систему действия);
2) система действия (включает биологическую, систему личности, социальную, культурную подсистему);
3) социальная система (включает экономическую, политическую, систему социетальности и социализации) [см. 28, c. 235-236].
Современные концепции общества отталкиваются от понятия действия. У Дюркгейма действие – это признанные обществом способы поведения индивидов, то есть, по существу, функционирование социальных институтов. Вебер рассматривает действие с позиции значений, которые придает ему личность. Речь идет о расхождении нормы поведения и конкретного поведения отдельной личности. Первый подход кладется в основу структурного функционализма. Второй предполагает противоречие интересов личности существующим нормам поведения и должен быть использован для объяснения социальных трансформаций. Последние возникают первоначально как несовпадение интересов личности и имеющихся в обществе норм, приобретающее массовый характер и находящее свое объяснение в новой идеологической концепции.
Основными понятиями теории действия (социального), таким образом, являются [67, c. 94-95]:
1) актор;
2) цель;
3) условия действия и средства действия;
4) нормативная ориентация действия.
Эти моменты действия не определены систематически на базе обобщающей философской теории. Фактически это эмпирически фиксируемые моменты деятельности отдельного индивида, не учитывающие того, что эта деятельность изначально социальна. Поэтому они лишены содержательности. Парсонс исходит из отдельного действующего индивида (атомизм), а не целого, общества, которое раскрывается во взаимодействии индивидов. Это наследие западного индивидуализма. Но началом исследования общества, первичной абстракцией должно быть целое, общность, а не отдельный индивид.
Исторические предпосылки теории действия, на которые указывает Парсонс, – это атомизм, индивидуализм и автономность индивида, идущие от Реформации [67, c. 104-110]. Это верно, но данная констатация не должна закрывать глаза на отрицательные стороны этих предпосылок.
Парсонс использует веберовское понятие рациональности и определяет рациональность действия как достижение цели в ситуации наиболее подходящими (по критериям позитивной эмпирической науки) для актора средствами [67, c. 113]. Легко видеть, что Парсонс уходит от определения объективных целей актора, что привносит в его построения значительную долю формализма.
Субъекты системы действий распределяются Парсонсом согласно четырем функциям системы [70, c. 119]:
1) поведенческий организм;
2) личность;
3) социальная система;
4) культура.
Главное внимание уделяется Парсонсом проблеме упорядоченности общественной системы. Социальная система конституируется на базе четырех систем действия.
Социальная система – это взаимодействующие акторы, которые мотивированы оптимизацией удовольствия и культурными символами [70, c. 121]. Как мы уже отмечали, здесь не указывается объективное содержание их деятельности.
Фундаментальной единицей изучения социальной системы является не взаимодействие индивидов, а статусно-ролевой комплекс (позиция человека в социальной системе и конкретные действия человека в данной позиции). Посредством социализации актор вписывается в существующую социальную систему, а социальный контроль поддерживает равновесие системы [70, c. 124-125]. Личность в целом пассивна в процессе социализации. Как нам представляется, недостатком концепции Парсонса является абсолютизация индивидуальности в противовес сообществу как целому.
Общество – это относительное самодостаточное сообщество, обладающее возможностью воспроизводить себя без связей с другими сообществами.
Парсонс выделяет четыре подсистемы общества:
1) экономика – адаптация к внешней среде через труд, производство и распределение,
2) политика – целедостижение и мобилизация общества,
3) система попечения – латентная функция передачи культурных образцов (норм и ценностей) акторам,
4) социетальное сообщество – интеграция и координация элементов сообщества [70, c. 125].
Другое по теме:
Нормативно-правовая основа деятельности органов социальной защиты в области
поддержки многодетных семей
Социальная природа государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики – цели экономической и соц ...
Эволюция семьи в России
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (к началу XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), [3. C.12] в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общ ...
Надрегиональные союзы молодёжи
Надрегиональные союзы молодежи – это союзы, распространенные более чем в одном регионе, но не по всей территории страны; цели и задачи надрегиональных союзов молодежи определяются в соответствии с их направлениями деятельности.
В Германи ...