Социальная экспертиза и социальная диагностика
Для осуществления сильной социальной политики, ориентированной на общественные ожидания, направленной на интересы России и ее граждан, необходимо активное применение на всех уровнях принятия и контроля исполнение решений социальной экспертизы.
Социальная экспертиза – деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально-ориентированным планируемым или осуществляемым решениям – должна проводиться экспертиза по специальным (специалистами) методикам. В связи с этим большое значение приобретают требования к личности эксперта.
Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, подразумевающих процесс получения итогового заключения путем системного анализа информации с целью принятия решения по проблеме.
Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социального диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективного характера: надежность, информативность, достоверность. Это заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).
Надежность заключения включает определенный выбор составляющих свойств: обоснованность, независимость заключения от методов и способов его получения, адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы.
Информативность – комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонентов, входящих в итоговое заключение, что достигается путем решения установленных экспертом задач по определенном им проблеме.
Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении, определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблеме.
Полезность определяется как заданием, устанавливаемым для эксперта, так и от восприятия и понимания полученной в заключении информации; характеризуется способностью удовлетворять требованиям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использованием итогового заключения.
Основные методы, используемые в ходе социальной экспертизы:
• диалектический – метод исследования, в процессе которого происходит выявление и осмысление фактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. Этот метод предопределяет возможности социального прогнозирования, позволяя обнаружить причины и взаимосвязи происходящих процессов и явлений, выявить их закономерности, обозначить тенденции;
• аналитический – метод исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению;
• синтетический – метод исследования, суть которого- в поэтапном изучении процессов и явлений от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.
• специальные - методы исследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей их специфику, сферу и способы применения. Это, например, методы статического, структурного, факторного анализов, методы измерений и дифференциаций, моделирования и др.
Социальная экспертиза по мере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, прежде всего в аспекте создания института независимой социальной экспертизы, осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев.
Другое по теме:
Оздоровительно-образовательные учреждения, клубы, площадки.
Организация работы по месту жительства является одним из приоритетов определенных Министерством образования Ставропольского края. Во исполнение постановления Правительства Ставропольского края №73-п от 24.04.2002 "О мерах по организа ...
Поликонфессиональность российской империи
Православие было распространено в ограниченном регионе. Западное христианство — католицизм — твердо удерживалось в западных частях империи, в том числе среди «латинизированных» украинцев, и никакое идеологическое поношение со стороны сл ...
Социальная структура трудовой организации
Трудовой коллектив как социальный организм имеет и определенную социальную структуру. Существует несколько видов социальных структур: производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографическая, об ...