SociologyZone
подробно о социологии

Дисциплина и стимулирование труда

Материалы и статьи » Социология труда » Дисциплина и стимулирование труда

Дисциплина труда

представляет собой обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным Трудовым кодексом, коллективным договором, трудовым договором и локальными нормативными актами предприятия.

В настоящее время дисциплина труда объединяет в себе три качества, три форм реализации: принудительная дисциплина – как воздействие авторитарной власти (с внеэкономическими и экономическими методами принуждения); добровольная дисциплина (сознательная) – осознание работниками необходимости соблюдения норм и правил поведения; самодисциплина как самоубеждение, предъявление к себе требований, которые необходимо выполнять.

Высокая дисциплина труда является одним из факторов роста производительности труда, а зачастую и резервом роста производительности труда.

Пути и меры укрепления дисциплины труда:

1) поощрение за труд (объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой, представление к званию «Лучший по профессии»);

2) меры дисциплинарного и общественного воздействия. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных Трудовым кодексом, уставами и положениями о дисциплине труда;

3) убеждение – связано с широким использованием воспитательных мер и мер поощрений за труд, использование силы примера.

Стимулирование труда

– это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности.

Стимулирование труда – это воздействие на трудовое поведение человека посредством внешних побудительных сил. Стимул – это побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь, он должен обладать следующими качествами: доступность, постепенность, предполагает наращивание размеров стимулов, своевременность; информированность.

В зависимости от потребностей, которые удовлетворяются посредством тех или иных стимулов, выделяют: материальные и нематериальные стимулы к труду. Материальные стимулы к труду могут выступать в двух формах: денежной и неденежной. К денежным стимулам к труду традиционно относятся: прогрессивная заработная плата, премии, доплаты и надбавки и др. Неденежные стимулы могут быть связаны с предоставлением работникам путевок, беспроцентных или льготных кредитов, служебного транспорта, дополнительного питания и др., а также связанные с организацией труда (комфортные условия труда и т. п.). Важно в процессе стимулирования разумно сочетать все виды стимулов к труду.

Организация стимулирования труда на предприятии должна основываться на следующих основных принципах:

1) комплексность, предполагает единство всех видов стимулов;

2) дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию работников различных категорий, разного социального статуса, разного уровня жизни и т. п.;

3) гласность, позволяет дать общественную оценку труда работников, распространить передовой опыт, усилить силу примера, сплачивает коллектив;

4) гибкость предполагает постоянное разнообразие используемых стимулов, обусловленное как изменяющимися условиями труда, так и динамикой актуальности стимула для работника.

5) оперативность требует, чтобы поощрение или наказание следовало за поступком как можно быстрее.


Другое по теме:

Молодежь на рынке труда
Одна из важнейших задач молодежной политики – помочь молодым людям в трудоустройстве. Коренные социально-экономические преобразования в стране непосредственно отражаются и на структуре занятости молодежи. По данным краевого Комитета госу ...

Программа социологического исследования
Программа СИ включает две части: методологическую и методическую. 1. а) формулировка и обоснование проблемы, б) указание цели, в) определение объекта и предмета СИ, г) логистический анализ основных понятий, входящих в предмет исследовани ...

Анализ и интерпретация биографического материала
В начале этой главы мы говорили о том, что «истории жизни», биографический метод — это, по сути, разновидность этнографи­ческого метода, имеющая дело с анализом «индивидуального слу­чая». Поэтому нам нет нужды детально обсуждать возможнос ...