Неадекватная ролевая подготовка.
Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера – все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим – далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждым молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Однако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
Другое по теме:
Экстремистские организации
Для рассмотрения я также выбрала экстремистские организации. Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным законом, судом принято вступившее ...
Наблюдение как метод социологического исследования. Сущность
наблюдения как метода социологического исследования
Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя, как отмечает И.Ф. Девятко [6], - последовательно и искренне придерживаться критериев и п ...
Этнические конфликты как объект этносоциологии
Формирование методики разрешения этнопроблем – задача этносоциологии, условие эффективного управления. Проблемы можно разделить по сферам: политические и правовые (суверенитет, самоопределение, автономия, права меньшинств); социально-экон ...