Этапы технологии социального патронажаСтраница 2
• резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;
• глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, люмпенской субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих.
Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, - это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.
Изменение мотивации клиентов
Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.
Технология социального патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.
Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.
Проблемный анализ
Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка - социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.
Эта стадия патронажа логически связана с ее первой стадией - постановкой социального диагноза, но предполагает гораздо более глубокого проникновения в причинно-следственные связи, детерминирующие кризисное состояние семьи или ребенка.
Опыт патронажных служб доказывает, что, в отличии от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью - один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений" (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.
Особенность этой стадии некоторые патронажные службы видят в том, что наряду с анализом здесь осуществляется и более полная диагностика клиентов, а также и одновременное воздействие и построение системы отношений, когда клиент сам стремится довести до патронажного работника какую-либо информацию о себе и своей ситуации.
Установление договорных отношений
После установления контакта, построения отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния членов семьи и определения доминирующей проблемы, на которой следует сконцентрироваться патронажной службе, начинается этап, включающий формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, т. е. заключение договора (или контракта) - формального или неформального, как уже отмечалось выше.
Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним - качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.
Другое по теме:
Культура воспитания и образования
Социальная организация функционирует не только как инструмент достижения определенных целей, но и как человеческая общность, у каждого члена которой есть свои интересы и потребности, не всегда совпадающие с целями организации. Упорядочени ...
Религиозные молодежные организации
Для рассмотрения я выбрала несколько молодежных организаций, разных по их направленности, для того, чтобы рассмотреть деятельность каждой из них. Первая организация, которую бы я хотела рассмотреть, Федерация Германской Католической Молод ...
Классовая структура украинского общества
Благодаря происшедшим за последнее десятилетие изменениям в социальной структуре украинского общества в нем произошла структуризация и выделилось пять социальных классов: капиталократии, государственной и силовой бюрократии, наемной рабоч ...