SociologyZone
подробно о социологии

Теории социальной стратификации
Страница 1

Материалы и статьи » Вопросы к зачету по социологии » Теории социальной стратификации

Теория стратификации Карла Маркса очень часто называется классовым подходом. Классы возникают и вступают в борьбу на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Для Маркса класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Основными классами доиндустриальных обществ были владельцы земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы) и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы). В индустриальном обществе один основной класс - владельцы собственности на средства производства (заводов, фабрик) - буржуазия, не платят другому классу - наемным рабочим, или пролетариату, полную стоимость их труда. Это вызвано рационально обоснованным стремлением получать прибыль, продавая продукт дороже, чем стоит его производство. Рабочие, таким образом, подвержены эксплуатации, и они все больше беднеют, и условия их работы и жизни становятся все больше однородными, и таким образом их связывают общий образ жизни и общие классовые интересы. Пролетариат начинает осознавать свое истинное положение как класса, а не просто группы индивидов, и у него формируется классовое сознание, и после этого пролетариат вовлекается в классовую борьбу с буржуазией для изменения своего экономического и политического положения. Маркс утверждал, что те, кто контролирует экономику через собственность на средства производства, также осуществляют политику государства. Другими словами, буржуазия является правящим классом, который, кстати, в отличие от пролетариата постоянно богатеет. И, таким образом, создается непримиримое противоречие, которое может быть разрешено только в обществе без эксплуатации.

В отличие от К. Маркса Макс Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки или страты. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что, по мнению Вебера, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся и разной классовой ситуации. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

По мнению Питирима Сорокина, основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Наиболее подробно он проанализировал экономическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина "флуктуации". Во всех обществах уровень благосостояния и дохода (критерии экономической стратификации) меняется во времени. Если неравенство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высокий, и наоборот. Таким образом, с течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией. Сорокин считал, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения. Человечество, считает П. Сорокин, должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Идеология в России: проблемы и перспективы
В настоящее время в отечественном обществоведении ведутся горячие споры: нужна или нет сегодняшней России общенациональная идея, если нужна, то какой она должна быть? Обращаясь к этому спору, следует иметь в виду, что, пожалуй, нет другог ...

Культурное многообразие и идея мультикультурализма в современном общества
Мир многоцветен и разнообразен. Культурное многообразие - характерная черта человеческого общества, а также стимулятор цивилизации и прогресса. Следует уважать историю, культуру, социальный строй и модель развития каждой страны и признать ...

Наркомания как проблема социального общества
Наркомание - это группа заболеваний, определяющихся патологическим влечением к веществам (природным или синтетическим) эйфоризирующего, успокаивающего, болеутоляющего, снотворного, одурманивающего или возбуждающего действия. Частый прием ...