SociologyZone
подробно о социологии

Основные отделы социологии

Как и с какой точки зрения следует изучать общество, общественную жизнь и общественные отношения?

Подобно другим наукам социология рассматривает их с следующих точек зрения.

Она изучает, во-первых, строение и состав общества или населения. Для познания любой сложной машины нужно познакомиться с ее частями и с тем, как эти части сложены. То же применимо и к любому обществу или населению. Важно знать, из каких людей оно составлено, сколько их и на какие слои или классы население распадается. Изучение строения населения составит первую часть социологии.

Во-вторых, она изучает главные формы совместной человеческой деятельности и поведения, иными словами – характер взаимоотношения людей и социальные процессы. Ниже мы увидим, что поведение людей не случайно, а закономерно. Оно определяется рядом сил и условий, которые побуждают людей делать одно и не делать другое. В этой части социология исследует те силы, которые определяют собой наше поведение и ход общественно-исторических событий. Для познания любой машины важно знать не только ее строение, но и то, как эта машина работает, какова она в действии и какие силы толкают ее на работу. Если мы не будем знать, как работает паровоз, если нам будет неизвестно, что эта машина приводится в действие паром, то наше знание паровоза будет неполным. То же применимо и к обществу. Мало знать, из каких людей оно составляется; мало знать, на какие слои оно распадается; важно еще знать, как внутри общества люди ведут себя, какие взаимоотношения существуют между ними, как из поступков отдельных людей создаются огромные общественно-исторические процессы и какие силы управляют поведением человека, а тем самым и общественными движениями. Таким путем мы познаем жизнь общественной группы. Изучение общественных сил и процессов составит вторую часть социологии.

В-третьих, социология изучает общество с точки зрения его развития. В мире все изменяется с ходом времени. Зерно становится растением, растение созревает, живет и умирает. Дитя становится юношей, юноша взрослым, взрослый стариком. Одни нравы и обычаи сменяются другими, другие – третьими. Тысячу лет тому назад люди жили не так, как живут теперь, через сотни лет они будут жить иначе, чем живут в наше время. Для того чтобы хорошо знать любую вещь, важно знать не только ее строение, ее действия или движения, но и то, как эта вещь возникла, как она изменялась, как она развивалась. То же применимо и к обществу. Для полного понимания общества важно знать не только его строение и жизнь, но и его историю: как оно возникло, как изменялось, как развивалось. Только в этом случае наше знание общества и общественной жизни будет полным. Изучение развития общественной жизни составит третью часть социологии.

Таким образом, социология изучает общество с трех главных точек зрения; с точки зрения: 1) его строения и состава, 2) с точки зрения данных в нем. процессов или его жизнедеятельности; 3) с точки зрения происхождения и развития общества и общественной жизни. Строение, жизнь, происхождение и развитие общества – таковы основные задачи изучения социологии. Согласно со сказанным выше, познание этих фактов является тем самым познанием жизни, поведения и деятельности отдельных людей.


Другое по теме:

Социальное обслуживание в специализированных медицинских учреждениях. Полустационарное социальное обслуживание
Осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, ...

Права детей и обязанности родителей
Рассмотренные правила и ограничения преследуют единую цель — социальную защиту детства. В этих целях ныне действующий Семейный кодекс Российской Федерации впервые в истории России сформулировал права детей как самостоятельного субъекта п ...

Виды и типы опроса
Опросы - незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, убедиться ...